И.И.Дремов

Ведущий специалист управления по историко-культурному наследию.

 

ДРЕВНОСТИ САРАТОВА, КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕСУРС БУДУЩЕГО.

 

Современный Саратов занимает настолько большую территорию, что на его площади сохранился целый ряд значительных памятников археологии различных эпох. Между р.Гуселкой, обозначающей северную границу городской черты и п.Увек, занимающим южную окраину города известен целый ряд археологических объектов, сохранивших свое историко-культурное значение до настоящего времени. Ряд памятников к настоящему времени не сохранился, например серия поселений эпохи бронзы на р.Гусёлка, застроенные дачами курганы в пос. Юбилейный и др. Некоторые пока лишь слегка обозначены находками отдельных артефактов бронзового века в Студгородке, на Девятой Дачной и др. Почти полностью застроен средневековый город Увек.

Археологические памятники до их раскопок содержат в себе непознанную информацию об истории и культуре оставивших их народов. До проведения полного археологического исследования, включающего в себя раскопки, лабораторные анализы и научное осмысление, памятник остается “вещью в себе”. Сохраненные памятники археологии являются одним из важнейших историко-культурных ресурсов, дошедших к нам из прошлого и оставляемого нами потомкам. Памятники археологии, сохранившиеся в городской черте содержат в себе не только научную и культурную информацию, но, в значительной степени, и символический смысл. Зачастую археологические объекты, включенные в городскую черту, начинают иметь и сакральное значание. Колизей и Парфенон известны всем. Так же известен всем саратовцам Увек, как один из важнейших символов татарской культуры...

         Есть в Саратове археологические объекты, хорошо известные специалистам, но пока не включенные в культурную атрибутику города. Наиболее ярким примером такого памятника археологии является селище Вишневое, расположенное близ Свято- Алексеевского женского монастыря в районе Первой Дачной, под Лысой горой у родника. Здесь сохранились остатки поселения покровского типа эпохи поздней бронзы начала II тыс. до н.э. Культурный слой на этом памятнике может содержать много интересного и неожиданного. Раскопанный в 80-х годах прошлого века участок дал исследователям не только много интересных материалов бронзового века (Дрёмов И.И. Раскопки поселения Вишневое в г. Саратов // АО 1983 года. М.  1985. С. 145), но и замечательное захоронение золотоордынского воина с джучидскими монетами второй половины XIV века (Дремов И.И. Погребение воина с джучидскими монетами // СА, 1985, № 4. С. 243-245).

Не менее известны в научном кругу курганы на Жареном Бугре в Ленинском районе близ ТЭЦ-5. Некоторые из них раскопаны, часть осталась. В одном из курганов были найдены захоронения важные для изучения рубежа средней и поздней бронзы, в другом материалы ранне-сарматского времени (Монахов С.Ю. Погребение культуры многоваликовой керамики близ Саратова // СА, № 1, 1985).

Наиболее ярким примером памятника археологии, вышедшего из забытья и становящегося постепенно культурной достопримечательностью города, является Алексеевское городище. Памятник находится на бывшей территории совхоза Комбайн между пристанями Пчелка и Утес на берегу Волги на мысу огороженном валом между оврагами Алексеевский и Дудаковский. В настоящее время вплотную к валу и рву примыкает ул. Столыпина. Памятник эпизодически исследовался в первой половине прошлого века (наиболее полная сводка источников и и музейных коллекций см. Миронов В.Г. Очерк истории исследования городецких поселений в Саратовском Поволжье в 1918 - 1977 годы (материалы к археологической карте Нижнего Поволжья // Археология восточно-европейской степи. Саратов, 1989), затем в течение нескольких десятилетий был промежуток в его исследованиях, городище считалось утраченным в силу общей застройки побережья Волги дачами. Был переоткрыт в начале 90-х годов. После этого здесь систематически велись археологические исследования. (Юдин А.И. Алексеевское городище в г.Саратове: итоги и перспективы исследования // Поволжский край. Саратов. Вып. 11. С. 71-83; Юдин А.И. Алексеевское городище в г. Саратове // Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 1998-2000 годах. Вып. 4. Саратов, 2001. С. 22-80).

Имеются сообщения начала 20 века о наличии находок каменного века. Однако, современные работы этого не подтверждают. Наиболее ранние материалы полученные в результате раскопок последнего времени относятся к катакомбной культуре эпохи средней бронзы (конец III тыс. до н.э.). Два десятилетия назад велись страстные научные дискуссии о принадлежности памятников эпохи средней бронзы к катакомбной или полтавкинской культурам. В настоящее время считается решенным вопрос о распространении ираноязычных катакомбных племен из юго-западных регинов не только в Правобережье степного Поволжья, но и дальше на восток. Эти материалы очень интересны, но они не были неожиданными ( Юдин А.И. Алексеевское городище: от средней бронзы до позднего средневековья // Взаимодействие и развитие древних культур южного пограничья Европы и Азии (матер. межд. научн. конф. Саратов, 2000).

Эпоха поздней бронзы представлена на Алексеевском городище находками с так называемой валиковой керамикой (конец II тыс. до н.э.) На краю мыса были раскопаны следы жилища этого времени, многочисленные фрагменты сосудов, изделия из кости и другие предметы (Кочерженко О.В. Отчет об археологических раскопках Алексеевского городища. Саратов. ( Отчет за 1992 год) Архив Гук НПЦ; Кочерженко О.В. Охранные раскопки городища Алексеевское и курганов у с.Свищевка. Саратов. (Отчет за 1993 год) Архив ГУК НПЦ). 

Материалы эпохи бронзы являются важным свидетельством о проживании на территории современного Саратова ираноязычных племен - предков тех самых ариев, представление о которых стало носить скорее идеологический смысл, чем этническое понятие. Сейчас считается установленным, что прародиной ариевс являются тепные просторы между Днепром и Приаральем. Лишь в конце бронзового века они переселились в Индию и Иран.

Более поздние находки с Алексеевского городища, относящиеся к раннему железному веку, к так называемой городетской культуре, оставлены племенами финоугорской языковой группы. Считается, что носители городецкой культуры являлись предками мордвы. Керамика, железные орудия, глиняные пряслица, льячки и многочисленные другие предметы дают представление о жизни на городище в V- I веках до н.э. К этому же времени относятся и фортификационные сооружения. Имеющиеся здесь вал и ров частично исследовались раскопками, установившими, что с внутренней стороны земляного вала вплотную к нему примыкали помещения казарменного типа.

Находки городецкой культуры с Алексеевского городища были известны и ранее. Полной неожиданностью оказалось открытие керамики более позднего периода II - IV веков. Исследования показали, что эти материалы принадлежали протославянским племенам постзарубинецкой культуры, обитавшим на Днепре. Что привело протославян так далеко на восток на Волгу остается пока загадкой.

Другой сюрприз Алексеевского городища связан со средневековыми древнерусскими находками. В публикациях раскопок начала ХХ века неоднократно сообщалось о наличии на Алексеевском городище золотоордынского культурного слоя. В раскопках последних лет встречены лишь единичные экземпляры золотоордынской керамики. Подавляющая часть средневековых находок относится к древнерусской культуре. Здесь найдены помимо значительного количества керамики замки, ключи, пряслица, украшения, железная пика, ножи и другие предметы безусловно производства русских мастеров. Датировка этих предметов пока неоднозначна. С одной стороны типологически большинство из них относится к дозолотоордынскому времени - до XII - начало XIII века. Косвенно об этом же свидетельствует и полное отсутствие каких либо монет, в то время, как на памятниках монгольского времени монеты являются массовым материалом. Не исключено, что и те фрагменты, которые типологически относятся к золотоордынской культуре, могут в действительности быть более ранними и маркировать торговые сношения со Средней Азией. Среднеазиатская домонгольская и золотоордынская керамика имеет много общего. Учитывая, что Волжсая Булгария, расположенная в Среднем Поволжье, вела активную торговлю с различными регионами, такое предположение может иметь место. Некоторые из найденных сосудов имеют выразительные булгарские черты. Вероятно население было смешанным русско - булгарским. Найдены на Алексеевском городище и типично русские земляночные жилища известные с домонгольского времени. Тем не менее датировка этих материалов остается дискуссионной, так как, во-первых, отдельные предметы могут быть датированы монгольским временем, во-вторых известно, что на перефирии русских княжеств материальная культура консервировалась и население десятилетиями и даже столетиями пользовалось типологически устаревшими предметами обихода. Но, более вероятно, что средневековые слои на Алексеевском городище должны датироваться как домонгольским, так и золотоордынским временем. 

На восточной части мыса найден могильник, этническая и хронологическая принадлежность которого тоже пока проблематична. Исследовано 79 погребений, но края могильника пока не обрисовались. Некоторые погребения находилась над землянками, датировка которых, не ранее XII - не позднее XIV века. Между исчезновением поселка и появлением на его месте кладбища должно пройти некоторое время. Следовательно могильник мог появиться между XIV и XVI веками (после этого стали хоронить с нательными крестиками. Этническая принадлежность захороненных так же вызывает вопросы. Антропологический анализ показал, что большинство погребенных относится к славянскому типу, но имеются черепа с выраженной монголоидностью и даже типично монголоидные. По мнению антропологов наиболее близкими аналогиями им являются черепа с болгарских могильников.

Исследования Алексеевского городища позволили уточнить многие важные детали далекого прошлого и поставили новые вопросы. Сколько еще потенциальных открытий содержится в его культурных слоях могут показать только раскопки. Еще несколько лет назад этому интереснейшему памятнику культуры грозило полное уничтожение. Сейчас его земли переданы на баланс Научно-производственному центру по охране памятников. Это вселяет уверенность, что он будет сохранен для потомков. В некоторой степени городище уже используется и в туристических целях. Сюда привозят туристов для культурного отдыха, проводятся рыцарские турниры. Его гуманитарный ресурс состоит не только в качестве научного объекта исследований сохранившейся части, но и как зона культурного отдыха. Для более полного включения Алексеевского городища в культурную среду города необходима его музеефикация.

Помимо памятников, расположенных непосредственно в городской черте, имеется целый ряд объектов в окрестностях Саратова и Энгельса. На территории Большого Саратова, т.е. ближайших окрестностей, связанных транспортом, культурой и территориально имеются следующие памятники:

 В Правобережье - Сторожовские и Устькурдюмские курганы эпохи средней и поздней бронзы. Городок с оборонительным валом времен Петра I, большое по площади, но частично застроенное поселение Хмельное южнее Увека.

В Левобережье - Шумейское поселение Золотой Орды и грунтовый могильник эпохи средней бронзы,  золотоордынское поселение у с.Подгорное, Семеловское поселение и грунтовый могильник эпохи поздней бронзы. С постоянным расширением зоны освоения пригородов городским населением трудно переоценить значение сохраняющихся островков древнего прошлого. Само сознание наличия таких объектов важно для ощущения связи времен и формирования гуманитарного ресурса будущего. С течением времени все более важным становится органическое включение памятников археологии в современную культурную жизнь города.