НЕФОРМАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: КОМПОЗИЦИЯ СУБКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МОЛОДЕЖИ

 

Иванова А.И.

Саратовский государственный политехнический университет, Саратов

 

Молодежные движения, позднее отнесенные к одной категории и закрепившиеся в массовом сознании под названием «неформалы», стали появляться в нашей стране с середины 50-х. Однако, это явление и по сей день остается малоизученным, отчасти по причине  недостаточного внимания специалистов к этой теме, отчасти благодаря труднодоступности для изучения этой группы молодежи. Тем не менее, по нашим данным, к «неформалам» себя относят до 4 % подростков и юношества (14-19 лет), проживающих в городах.

Результаты проведенного нами анкетирования показали, что 17,85 % неформалов школьного возраста обучаются в гимназиях и лицеях, 46,42 % - в лицейских классах общеобразовательных школ, 32,14 % - в обычных классах общеобразовательных школ, и лишь 3,57 % – в профессиональных училищах. Среди же юношества – работают 11,76 %, обучаются в ВУЗах – 25 %, в училищах культуры и искусства, художественных и музыкальных училищах – 22 %, колледжах – 30,88 %, не обучаются  и не имеют постоянной работы – 10,29 %. К 21 году в ВУЗе обучается приблизительно каждый третий неформал. На основании полученных данных мы можем утверждать, что неформальную молодежную «тусовку» - явление, возникшее в лоне среднего  и верхне-среднего класса, ее посещают будущие представители интеллигенции и творческих профессий.

 Имея достаточно схожие  мировоззрения, пристрастия, образ жизни и ценности, ребята, обучающиеся в ВУЗах и колледжах общаются между собой, собираются в одном месте и образуют «тусовку». Неформальная молодежная «тусовка» обладает своей специфической культурой.  Нормы морали и права, ценности, эстетические взгляды, мировоззрение, формы общения людей здесь разительным образом отличаются от принятых в господствующей культуре. Являясь наследниками западных движений, таких как битники, хиппи, растаманы, а позднее – панк и металлисты, неформалы составляют молодежную контркультуру. «Тусовка», как собрание единомышленников, является, с точки зрения социологии, социальной группой.

В неформальной  молодежной среде сложилась свои представления о композиции субкультурного пространства.  Феномены культуры можно понять только в контексте целой культуры, мы предлагаем классификацию, отражающую представления самих подростков о движениях и их взаимосвязях (схемы № 1, 2, 3). Эти представления отражают, а зачастую и определяют, характер межгруппового взаимодействия и взаимовлияния. В опросе, по результатам которого была разработана классификация, приняло участие более ста молодых людей из Саратова, Пензы, Астрахани, Волжского и других городов России, относящих себя к субкультуре неформалов.

 

Схема 1. Представления неформалов о субкультурном пространстве

                                          Молодежная культура

 

 


                                       Формалы            Неформалы

 

 


                          Мажоры     Гопники      Представители

                                                                  различных течений

                      _______________________________________

                          Элита            Масса             Контр-элита

 

 

Схема 2. Представления неформалов о взаимодействии субкультур

 

                        Гопники                       Мажоры

 

                         

                                       Неформалы

 

 

Схема 3. Современные молодежные течения

стиляги

хиппи

панки                                               

металлисты  

просто неформалы                  Контркультура (рокеры)

гранжеры

фанаты разных групп

сатанисты

анархисты

рэперы

брэикеры

экстрималы (роллеры, скейтеры и т.п.)                       Хип-Хоп                                                                           

графити                                                                    культура        (рэперы) 

                                

скинхеды

гопники

 

Согласно представлениям неформалов, внутри  современной молодежной культуры существует разделение на «формалов» (гопников, или «нормальных пацанов и девчонок»;  мажоров, или яппи) и «неформалов» (хиппи, панков, металлистов и т.п.). Причем,  субкультуры рока и рэпа (хип-хопа) в данной работе и отнесены к одной группе – неформальных. Сами же подростки указывают на  ряд различий между ними: рэперы относят себя к неформалам с рядом оговорок. В качестве сходных черт отмечают, что «любят выделяться», «тоже враждуют с гопниками», «не любят «попсы»», но в целом стараются отмежеваться от рокеров, называют их «они», нередко отзываются о них  нелестно. Настаивают на том, что сами они принадлежат к Хип-Хоп культуре. Рокеры тоже отделяют «свою тусовку». Рэперов называют «мажориками» и к неформалам причисляют только «в некотором смысле».

"Тусовки" разделены и «географически» - рокеры и рэперы собираются в разных местах, хотя и расположенных близко друг к другу - в центре города. В Саратове рокеры собираются на крыльце кинотеатра «Пионер», а рэперы - на другой стороне проспекта, на крыльце магазина «Кристалл». В Пензе рокеры - на ул. Московской, рэперы - на  площади Ленина. Рэперы ходят на дискотеку, а рокеры на «сейшн». Рэперским магазином считается «Фанатик», а рокерский - «Готик».

Рэперы являются субкультурой более близкой к доминирующей: говорят, что «в широких брюках все сейчас ходят», имеют установку быть состоятельными, иметь деньги и материальные блага, гораздо реже упоминают о конфликтах с родителями и сверстниками. У них не популярны легенды о суициде, несчастной любви и другие сюжеты, популярные у рокеров. Они никогда не были объединены в «систему» - некое общероссийское нелегальное объединение.

В исследовании методикой «Проективный перечень» приняло участие 30 неформалов (рокеров - 20 чел, рэперов - 10 чел). По результатам методики были  выделены коллективные образы-символы этих движений. За образ-символ принималась ассоциация, перешедшая границу случайного совпадения, здесь - более чем у 3 испытуемых из 20. И составлена таблица коллективных представлений о взаимосвязях и взаимоотношениях различных движений.

"Проективный перечень" позволяет, на основе толкования символики, определить эмоциональный заряд, вызываемый тем или иным словом. Старович указывает, что сложность использования данной методики связана с трудностью понимания индивидуальной и групповой символики[1]. В нашем исследовании были выделены общие тенденции в ассоциациях групп подростков, так же нам помогло знание закрепившихся символов движений.

На основании анализа символической продукции испытуемых, нами были выделены следующие тенденции:

1. ассоциации легче возникают с названиями хорошо известных движений. Испытуемые быстрее подбирали ассоциации к известным движениям, так же им было позволено в случае сильных сложностей ставить прочерки, и количество прочерков в шкалах с малоизвестными движениями, такими как растаманы, гранжеры и скинхеды, было больше. Реперам  малоизвестно еще и движение анархистов. Чтобы возникла ассоциация необходимо иметь достаточно подробную информацию о движении, а не только знать его название. Так удалось определить движения, наиболее хорошо известные испытуемым. К ним относятся: стиляги, хиппи, панки, металлисты и рэперы.

2. по результатам методики хорошо прослеживается ин-групп и аут-групп эффект[2], суть которых состоит в завышении оценки своей группы и занижении достоинств чужой. При переходе от одной группы движений, относящихся к "рокерам" в нашей классификации, к другой, относящейся к "хип-хоп культуре", резко менялся характер выбираемых ассоциаций. Так, свою субкультуру рэперы в графе "вид транспорта" обозначали марками машин, а с переходом к рокерским движениям, называли "велосипед", "пешком", "тачку" и т. п. Рокеры, подбирая ассоциации движениям своей субкультуры, называли растения и животных, а перейдя к хип-хоп культуре  называли насекомых и грибы.

Подобный результат говорит о том, что субкультуры имеют границы в сознании подростков, очерченные и на уровне семантических полей. Это и дало основания составить таблицу коллективных представлений о взаимоотношениях движений. Движения, вызвавшие одинаковые ассоциации, принимались за близкие в семантическом поле испытуемого. Количество совпадений ассоциаций показаны в диаграмме (см. гистограммы № 1, 2). По результатам можно выделить "близкие" и "далекие", по представлениям неформалов, движения. Гистограммы составлены  по ответам рокеров и рэперов отдельно, так как в их представлениях о субкультурном пространстве имеются  отличия.

В сознании как рокеров, так и рэперов движения рэйверов, рэперов, брейкеров  и экстремалов оказались близкими. Их связь можно проследить и по результатам наблюдения: их "тусовки" собираются в одном месте: в Саратове у магазина "Кристалл", в Пензе на площади Ленина, общаются. Так же близкими оказались движения хиппи и растаманов, это отражает их историческую связь: хиппи в 60-е были тем белым движением, которое поддержало черное движение расты в Америке[3].

По представлениям рокеров движение металлистов достаточно сильно связано с движениями сатанистов и анархистов: результаты анализа культурного наследия показывают, что они связаны единым музыкальным стилем и стилем графики - подражанием готике.

Металлисты, анархисты, сатанисты и гранжеры, в понимании рэперов, составляют единую группу движений, так же они имеют связь с движениями скинхедов и рэйверов, но полностью отрицается их связь с хип-хоп направлением - нет совпадений ассоциаций. Есть связь хип-хоп культуры с хиппи и растаманами, это объясняется сходными идеологиями хип-хоп культуры и расты - борьбой черных за независимость[4], и хиппи - как поддержавших эти движения. У неформалов же не обнаружено связей стиляг, хиппи, растаманов, панков, сатанистов с хип-хоп культурой - эти движения рокеры считают своими, не принадлежащими хип-хопу. Так же очень небольшой оказалась связь анархистов, гранжеров и скинхедов с хип-хоп культурой.

У реперов стиляги вызвали ассоциации, имеющие связь со всеми остальными движениями, это результат своеобразного понимания слова "стиль" на рэперской "тусовке". "Стиль", "стильный" - есть слова, которыми обозначается все модное, желательное. Здесь, мы полагаем, созвучие, а не реальная связь вызвала поток сходных ассоциаций. Рэперы с трудом представляют движение стиляг и их культурные особенности.

Наиболее часто встречающиеся ассоциации повторяют символы движений - так, это собственно символы движений или основной тип деятельности. Так, для панков - свинья, 12 из 30 ответов по обшей выборке: рокеров и реперов. Хиппи - солнце, 19 из 30; ромашка, 10 из 30, конопля, 10 из 30, по общей выборке. Растаманы - конопля, 22 из 30. Металлисты - гитара, 18 из 30; мотоцикл, 11 из 30. Сатанисты - свершение обрядов, 13 из 30. Гранжеры - гитара, 14 из 30. Скинхеды - бульдог, 7 из 30. Рэйверы - дискотека, 14 из 30. Экстремалы - экстремальные виды спорта, 16 из 30. Так же существует ряд ассоциаций, не столь значимо повторяющихся, но все же общих для группы.

Таким образом, в сознании неформалов существуют модели субкультурного пространства, которые могут быть прослежены как непосредственно - по результатам интервью или беседы, так и косвенно - по результатам изучения семантических полей, в нашем исследовании составленных по совпадению ассоциаций в методике "Проективный перечень". Мы получили сходные результаты, применяя эти два вида методик, что говорит о существовании устойчивых групповых представлений, отражаемых как на сознательном, так и на бессознательном уровне. По представлениям неформалов, существуют субкультура Хип-Хопа – включающая движения рэперов, брейкеров, экстремалов, художников графити, и субкульутура рокеров, включающая хиппи, панков, металлистов и т.п.. Представители этих субкультур противопоставляют себя так называемым «гопникам» - носителям массовой культуры, - и составляют современную молодежную контркультуру.



[1] Старович  З, «Судебная сексология», М., «Юридическая литература», 1991.

[2] Арнсон Э., “Общественное животное”, М., “Аспект пресс”, 1999.

[3] Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б., «Социология контркультуры», М., «Наука», 1980.; Сосновский  Н.А. «Культура растафари в зарубежной литературе: панафриканизм, Ветхий завет и рок» // RU.JAH.RASTAFARI;

[4] Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б., «Социология контркультуры», М., «Наука», 1980.;