ТЕРПИМОСТЬ - ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА

(Опыт анкетирования  школьных коллективов)

 

                                                     В.А. Лапшов

                           Национальная (татарская) гимназия, г. Саратов

                                                          "Субъективная жизнь - в объекте,

                                                            в другом человеке. В этом вся тайна".

                                                                                            Андрей  Платонов

Своеобразие  социально-культурной среды города определяется  его геополитической судьбой, которая складывается из результатов деятельности населения региона, влияющего на динамичные характеристики  состава и структуры горожан.

В основу конструктивной концепции культурных регионов П. Хаггет заложил определение культуры как "модели поведения человека,  усвоенного в процессе воспитания и обучения,  формирующего  долговременную  матрицу, посредством которой идеи и образы могут передаваться от одного поколения к другому, или от одной группы людей к другой" [1].

В плане обсуждаемой проблемы устойчивости многонациональных городских сообществ существенным дополнением являются представления об этносе как носителе самобытного опыта его адаптации при взаимодействии с окружающей природной и социальной средой [2].

Такой комплексный подход позволяет рассматривать феномен культурной среды в его исторической и  географической динамике, определяющей содержание системы образования и темпы ее преобразований.

Саратов, расположенный на рубеже Среднего и Нижнего Поволжья, как и  его более воинственный предшественник времен Великого шелкового пути - Увек (Укек), имеет узловое значение в цивилизационном взаимодействии Запада и Востока Евразии, Севера и Юга обширной Восточно-Европейской равнины.

Парадокс этого нашего срединного положения по отношению к центрам упомянутых культурных пространств заключается в  том, что для каждого из них Саратов - "край", "глушь", предел освоенного ареала. Встречи, контакты и вековое соседство носителей различных укладов и традиций при  ослаблении нивелирующего влиянии  центра исторически порождают в Саратове удивительное многообразие менталитета коренного населения.

Фенологическая благоприятность залитой жарким солнцем и защищенной холмами Правобережья плодородной долины Волги формирует устойчивый уклад разнообразных типов хозяйства и основательный характер исконных народов саратовского региона. Богатство и разнородность продуктивных социально-экономических и социально-культурных ниш Поволжского региона объективно способствуют  успешному сохранению полиэтнической и поликонфессиальной стратификации населения Саратова.

Десятилетия тоталитарной политики и экономического пресса ВПК, определившие режим "закрытого города",  не унифицировали, не обезличили этнические, религиозные, социально-культурные, "артельные" и творческие сообщества Саратова. Пожалуй, все они за эти годы гонений под нажимом власти еще больше сплотились и окрепли, сберегли традиции и волю самоопределения. Складывается впечатление, что "крестьянская психология" типичной саратовской семьи, издавна опираясь на полунатуральное подспорье "от земли", или "от Волги",  не поддается урбанизации "пролетарского сознания" по типу Питера или Урала.

 Патриотизм поволжских степняков, по-видимому,  объясняется высочайшей популярностью у жителей Саратова "своего продукта", который заведомо не хуже "завозного-покупного". Это касается не только базарного товара, но также художественных творений и сценических представлений. Саратовский зритель - не всеядный зевака, он по-детски любопытен и одновременно поразительно серьезен в своих критических оценках многочисленных гастролеров  от Монтсеррат Кабалье до боев без правил. Стадионы, залы и вернисажи здесь наполняются знатоками.

 В оценках литературных, научных трудов и технических достижений у большинства саратовских оппонентов проявляются "сельская" основательность и какое-то "хуторское" упрямое отторжение новомодных, престижных, но полупустых инноваций, откуда бы они ни исходили. В этой связи Т.П. Фокиной точно подмечена "почвенная" склонность наших земляков к ощутимому урожаю во всех видах полезной деятельности [3].

Недавний развал отечественной экономики обрушил социально-культурные системы большинства российских городов, которые, как и Саратов, держались на госзаказах ВПК. Разнообразие и  богатство природных и  производственных ресурсов региона, интеллектуальный и нравственный потенциал наших земляков позволяют области вписаться в крутой поворот перестройки без трагических потерь. Саратов общепризнанно удержал позиции одного из ведущих образовательных центров России и успешно развивает международное культурное и научное сотрудничество. Самое серьезное испытание при этом претерпевает система взаимосвязи и взаимопомощи поколений в семье, школе, вузе и  на производстве.

Упомянутое выше культурное пространство существует исключительно за счет непрерывного образования, обеспечивающего ассимиляцию познаваемой части мира и адаптацию сообщества. Следовательно, процесс общения всех носителей культуры - это постоянное информационное дыхание ойкумены.

Школьные коллективы сегодня испытывают потребность совершенствования компетентности общения - основы взаимопонимания и доверия в ходе продуктивного освоения подрастающим поколением национальной и общемировой культуры. Отечественное общее среднее образование начинает откликаться на неформальный "социальный заказ" утверждением моделей "адаптивной школы" и "педагогики сотрудничества", разработкой методов "планирования результатов обучения" [4].

В учебных программах усиливаются акценты на мировоззренческие, нравственные и правовые  стороны образования, где по определению воспитание, стимулирующее самообразование, должно преобладать над обучением. Возрастает активность структур самоуправления учащихся. Постепенно монологичность, декларативность и назидательность образования уступают разнообразным формам диалога всех участников школьной жизни: администрации, учителей, учащихся и их родителей [5, 6].

Недостаточная теоретическая освещенность проблем общения не должна останавливать практиков в стремлении прояснить конкретные особенности коммуникативной деятельности своего коллектива [7].

По-видимому, при всей разноречивости мнений об истоках и условиях оптимального взаимодействия внутри разновозрастных, поликультурных,  полиэтнических и поликонфессиальных сообществ за инвариантную основу культуры общения следует принять общечеловеческую этику, уравновешивающую противоборство различных потребностей [8, 9].

В многофункциональном  коммуникационном процессе следует выделять как минимум три составляющие: две взаимодействующие стороны и обоюдно понятный язык общения. Ограничивая представление об общении многоцелевым обменом информации, следует учесть, что, кроме прямого сообщения,  при этом  осуществляется трансляция многопланового комплекса  образов, передаваемых метафорической речью и невербальными средствами. Паралингвистическая составляющая общения несет заведомо большую часть эмоционально-волевого, энергетического содержания процесса коммуникации [10].

Очевидная сложность структуры языковых средств общения переводит ход их освоения в область эмоционально-чувственного, интуитивного восприятия и подсознательного контроля. Прямая зависимость конструктивности взаимодействия от эмоционально-психического и интеллектуального созвучия, унисона контактирующих сторон требует особого внимания к таким нашим индивидуальным характеристикам как "терпимость", "терпение" и "агрессивность".

Терпимость человека эволюционно развивалась на основе распространенного у приматов отказа от утомительных и опасных выяснений отношений по несущественным поводам в обстановке естественной коммуникационной напряженности стада сородичей. Терпимость приматам дает двойной выигрыш: 1. задержка спонтанной необдуманной реакции; 2.   экономия физической и психической энергии, необходимой для развития, адаптации и  самосохранения, включая размножение и заботу о потомстве.

У людей, кроме того,  терпимость обеспечивает эффективность "инокультурного" заимствования и воспроизводства материальных и культурных ценностей, их распространение за счет товарообмена и других связей. На краю ареала продуктивных сообществ, не кормящихся набегами и грабежом, эта "страннолюбивость" [11], обычно четче выражена и имеет минимум сходства с парадно-демонстрационным "гостеприимством". Примером тому  служит вся история многоликого саратовского населения, привычного к подаянию неимущим и непоказному обиходу скитальцев, вынужденных и добровольных, порой даже лукавых и праздных: богата ими многострадальная Россия.

Терпение служит всем животным в качестве механизма преодоления психо-физических напряжений, связанных с адаптацией на основе выбора: терпеть или защищаться. Активная самозащита в случае риска нарушения плана действий имеет две формы: избегание (уклонение, бегство) или борьба.

Агрессивная реакция на уровне самосохранения всегда стоит на страже  наиболее индивидуально важного, особо ценного для субъекта. Человеку его агрессия, прежде всего, помогает отстоять нравственные основы поведения. В ответ на асоциальное поведение даже самый кроткий человек реагирует прямым нападением, например, увидев, что обижают ребенка или инвалида. Сложности возникают при потере контроля развития этого разрушительного свойства личности [12, 13].

Сообщение содержит  опыт социометрической оценки представлений учащихся и их наставников о комплексе ключевых понятий, определяющих терпимость общения. Социометрия выявляет потенциал, который необходим человеку в реальной ситуации. В данном конкретном случае мы получаем косвенные показатели компетентности общения опрошенных групп и коллективов.

Анализ восприятия содержания трех плакатов ЮНЕСКО "Терпимость"

В прошлом учебном году нами были опрошены коллективы трех МОУ, представляющие сходные в социальном отношении слои населения  Саратова: Национальная татарская гимназии (НТГ), Восточно-Европейский лицей (ВЕЛ) и Гуманитарно-экономический лицей (ГЭЛ). Было изучено  около 500 анкет учащихся 5-11-ых классов и их наставников с целью раскрыть варианты их восприятия и глубину  освоения содержания трех плакатов ЮНЕСКО, посвященных терпимости. Плакаты имели пояснительные тексты и простые тесты для практической оптимизации отношений подростков в школе, в быту и в спорте.

Исследование показало высокий интерес школьных коллективов к текстам ЮНЕСКО, связанным с общением, стремление большинства учащихся к усвоению образцов терпимости в предложенных тестовых ситуациях.

В ответах учащихся и учителей НТГ проявляются традиции коллективизма и интерес ко всему новому в стенах гимназии. Однако большинство  опрошенных недальновидно рассматривает плакаты, посвященные терпимости, как вариант развлечения, не видя их прямой пользы в развитии культуры общения.

Коллектив ГЭЛ в этом отношении соответствует высоким стандартам общей познавательной активности учащихся при явном лидерстве их наставников.

Эти результаты четко контрастируют с отмеченным  в ВЕЛ безразличием значительной части старшеклассниц и трети учителей к информации о терпимости, непосредственно не связанной с учебным процессом.

Результаты опроса в значительной степени подтвердили нашу гипотезу: учащиеся младшего и среднего звена более восприимчивы к новой просветительской информации, причем девушки, особенно  при условии их всестороннего развития, чаще юношей сохраняют этот интерес в старших классах. Учителя НТГ и ВЕЛ, исходя из анализа их суждений о значении терпимости, не достаточно полно соответствуют статусу "референтной группы" [14].

Оценка компетентности общения по результатам опроса

Апробировалась социометрическая оценка основных терминологических и операционных способностей и целевая направленность общения в коллективе НТГ  (118 анкет учащихся и их наставников). Отдельно рассматривались мнения юношей и девушек 8-9-ых,  10-11-ых классов, мужчин и женщин учителей.

В основе опроса - разработанная схема этапов развития межличностных отношений при первом и повторных контактах. Было выделено как минимум 15 переходных состояний, требующих от человека управления своим поведением, исходя из дихотомического выбора решений.

Результат однократного межличностного  контакта – это положительный или отрицательный образ в памяти.  При повторных аналогичных контактах возможны всего четыре основных варианта комфортных или дискомфортных отношений, различающихся содержанием в них терпимости: антагонизм («полицейские и воры»), терпимость на дистанции  (разные конфессии и цивилизации), помощь и поддержка (учитель и ученик) и равноправное взаимодействие (одноклассники).

Эти варианты отношений могут постепенно переходить друг в друга и превращаться в высшую форму общения, когда того, с кем мы близки, нам постоянно недостает так, что мы с трудом терпим разлуку.

Коллективу НТГ  при опросе были предъявлены 19 понятий, необходимых для описания коммуникации, ее целей и этапов развития. Толкования этих понятий в произвольном порядке приводились тут же, но в отдельной таблице. Требовалось соединить на бланке соответствующие номера понятия и его толкования.

Практическая, операционная компетентность общения коллектива НТГ раскрывалась через умение опрошенных осознанно употребить приведенные  понятия при заполнении соответствующих пропусков в указанной схеме последовательных этапов развития отношений.

Оценка различий индивидуального понимания успеха  общения осуществлялась на основе его целевой направленности.  В большинстве случаев мы строим свои  отношения в надежде на радость или удовольствие от общения. При этом разнообразие этих целей составляет два множества:  одно  - это «заботиться», «помогать», «поддерживать», «защищать»…  и второе – это «руководить», «управлять», «выиграть», «убедить»… Очевидно, что в первом случае проявляется щедрость общения, а во втором - склонность к   лидерству и подчинению. Из полусотни предложенных названий таких  действий, которые могут служить источником радости или удовольствия от общения, респонденты выбирали десять.

Доли компетентных в общении оценивались по успешному освоению терминологического и операционного заданий; наибольшую ценность представляли те анкеты, где положительные результаты достигались в обоих случаях. Доли альтруистических целей коммуникации раскрывали общее проявление «щедрости общения» в опрошенных группах.

Анализ результата анкетирования  показал, что только терминологическая грамотность плавно нарастает в возрастных группах, причем девушки  лучше юношей разбираются в понятиях речевой коммуникации.

Операционная компетентность вполне  развита у половины старшеклассниц и у 2/3 женщин-педагогов гимназии. Показательно, что комплексная "двойная" компетентность общения нарастает у девушек, достигая почти половины среди старшеклассниц. Это, по-видимому,  достаточно высокий уровень, если  даже среди учителей в ходе опроса регистрируется треть   неудовлетворительно компетентных.

Практически во всех опрошенных группах коллектива НТГ больше половины респондентов стремится к достижению успешных  для обеих сторон результатов межличностного контакта.

К сожалению, наши старшеклассницы, постепенно овладевающие секретами управления отношениями, не торопятся применить свои способности общения в совместных целях, а стараются в первую очередь завоевать лидирующие позиции среди сверстников.

Большинство учителей НТГ предпочитает альтруистические цели межличностных отношений. Учителя нашей гимназии дают пример ценности культурного и эмоционального  взаимообогащения. В отличие от них старшеклассники, владея понятиями общения, на первое место чаще ставят личные интересы.

В итоге можно заключить, что  выполненные исследования обратили внимание школьных коллективов на ключевое значение проблем общения и особую роль в них терпимости. Кроме того, намечены конкретные пути совершенствования компетентности общения и получены оптимистические показатели суждений по ключевой проблеме диалога поколений - терпимости. Углубление  самоопределения молодежи Поволжья с целью кооперации на основе взаимопонимания и доверия - гарантия успешного развития экономики и  социо-культурной среды  Саратова и всего связанного с ним региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Hagget  P.  Geography:  A modern Synthesis.  Third Edition.  - N.Y.: Harper & Row Publishers, 1980. - c. 245.

2. Гумилев Л.Н.  Этногенез и биосфера Земли. Л.  Изд. ЛГУ, 1989. 496 с.

3. Фокина Т.П. Метафизика Саратова. // Волга, 1998, № 1, с. 167-174.

4. Ямбург Е.А.  Школа для всех. Адаптивная модель (Теоретические ос­новы   и практическая реализация), М. "Новая школа", 1996, 352 с.

5. Гессен С.  И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: "Школа-Пресс", 1995, 448 с.

6. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. // Мемориал, № 24, 2001, с. 61-63.

        7. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. - М.: Изд-во "МЗ-Пресс", Издатель Воробьев А.В., 2002. - 232 с.

8. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10-ти томах. Т 1. Пути духовного обновления. М. Русская книга. 1993. 400 с.

        9.  Перлз  Ф.С. Эго, голод и агрессия. /Пер. с англ. М. Смысл, 2000, 358 с.

10. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2002, 592 с.

11. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М. Изд-во Эксмо. 2002, 736 с.

12. Лоренц К. Так называемое зло. К естественной истории агрессии. В кн.: Оборотная сторона зеркала. М. Республика. 1998. с. 62-242.

        13. Берковиц Леонард. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

14.  Психологический словарь. /Под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с.