КОНСТРУИРОВАНИЕ  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ ТУРИЗМА:  СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА

 

Отнюкова Марина Сельбертовна

Саратовский государственный

Технический университет

 

История любого малого или большого города,   бурное настоящее или проект будущего развития  могут превратиться в объект конструирования туристического интереса. Нет нужды спорить с устоявшимися воззрениями на город как на чадящий ад, заполненный толпами агрессивно настроенных, не доверяющих друг другу людей, зараженных преступностью, насилием и продажностью[1]. В то же время, как только в скучный, ужасный и индустриально нездоровый город приезжают туристы, он по мановению волшебной палочки превращается в заповедное место нового опыта,   источник  обещаний и надежд, реальную возможность забыть о неприятностях  при помощи элегантной затеи путешествия во времени. Даже комок сухой земли  или старая пуговица могут стать предметами туристического ажиотажа, если найдутся подходящие истории и легенды, если будет сконструирован миф о достопримечательности.

Если обратиться к зарубежному опыту, то одним из ярчайших  примеров социального конструирования уголков искусственной реальности, являющейся общеизвестной достопримечательностью – это Диснейленд.

Уолт Дисней рассказывал, что однажды  он сидел в парке и смотрел на двух своих маленьких дочек, катающихся на карусели, и его посетило вдохновение. Он мечтал изобрести нечто похожее на семейный парк, где родители и дети могли бы вместе весело проводить свой досуг. Стоит отметить, что перед тем как начать заниматься этим проектом, Уолт Дисней со своей командой провел так называемое маркетинговое исследование всех местных парков с аттракционами, выявляя позитивные и негативные моменты в их организации. Новый парк был задуман, как сценарий для комиксов или как фильм, логический и динамический, а его аттракционы уникальны во всем мире.

Диснейленд - тематический парк развлечений-был открыт в 1955 году в Анахейме (штат Калифорния), к югу от Лос-Анджелеса. Это был совершенно оригинальный,  ни на что непохожий парк, заложенный по четырем основным принципам:

1.    общая идея – восстановить волшебное царство мультфильмов Уолта Диснея.

2.    добавить к этому разнообразные и новые технические трюки, которые бы создавали у посетителей впечатление, что они, к примеру, плывут через джунгли, или видят перед собой призраков, или сидят в подводной лодке на дне моря.

3.    разработать увлекательные прогулки по окрестностям со специальным тематическим планом

4.    увеселительный парк должен   стать местом отдыха для всей семьи, причем особое внимание уделяется  здесь безопасности, вежливости и чистоте.

При открытии парка было 18 главных аттракционов, сегодня их число выросло до 70. Диснейленд разбит на семь «миров»: «Мир приключений», «Животный мир», «Сказочный мир», «Мир Фронтира», «Главная улица», «Уголок Нового Орлеана» и «Мир завтрашнего дня».

 «Животный мир», «Сказочный мир» и  «Главная улица» предназначаются для дошкольников и младших школьников. Для них здесь есть дворец Белоснежки, миниатюрная подводная лодка «Наутилус», с борта которой можно рассматривать различные морские диковины -  рыбин, спрутов, кораллы. Также здесь можно прокатиться на различных головокружительных горках. Эти аттракционы хорошо «слышны» с любого конца огромного парка: вопли восторга малышей, вместе с родителями низвергающихся прямо в водопад, и все это под аккомпанемент сводного звериного хора из мультипликационной феерии Диснея «Фантазия».

«Мир завтрашнего дня» расположен  рядом с «Главной улицей» Два гвоздя этой программе в этом секторе Диснейленда – аттракционы «Капитан Ио» и «Звездный тур».  «Капитан Ио» - это совершенно фантастическое стерео-квадрокино с самыми последними техническими «примочками» - dolbistereo, 3D, лазерами, компьютерной графикой и прочими высокотехнологическими игрушками. Спонсор этого чуда техники компания «Кодак», шоу поставлено режиссерами Копполой и Лукасом, в главной роли с Майклом Джексоном.

Ну, а единоличный хозяин второго аттракциона «Звездный тур» - создатель «Звездных войн» Джордж Лукас. Отстояв длинную очередь, зритель имеет возможность не просто посмотреть серию эпизодов из знаменитой киносаги, но и поучаствовать в ней с помощью хитроумных стимуляторов, создающих полную иллюзию присутствия на борту звездолета, гонок по Галактике, космических битв и захватывающих дух полетов по коридорам Звезды Смерти.

Есть в Диснейленде и уголок, предназначенный для развлечений тех, кому «после 16». Это имитация Нового Орлеана – точнее,  одной его улицы, известной каждому ценителю американского джаза: Бурбон-стрит во французском квартале.  В этой точке Диснейленда развлечения специфические, томные, порочно-южные: не смолкает грохот уличных джаз-бандов, задорно отплясывают канкан девицы из заведений, и уж совсем специфические удовольствия  предлагают два фирменных аттракциона – «Пираты Карибского моря» и «Дом ужасов».

В аттракционе «Пираты Карибского моря» вы садитесь в небольшой «паровозик» из плоских баржей и медленно плывете по различным водным пещерам. Вокруг происходят различные действа, разыгрываемые куклами, идеально загримированными под людей: пираты, сокровища, абордажные бои. В «Доме  ужасов»  тоже, только в компании с вампирами, приведениями, оборотнями, скелетами и прочими персонажами ужастиков – подземельях зловещего новоорлеанского дома.

В самой западной части парка расположен «Мир Фронтира». Это аналог «киношного» Дикого Запада, где можно прокатиться в настоящем почтовом дилижансе с упряжью в шесть лошадей или проскакать  на муле, чтобы ощутить себя настоящим ковбоем[2].

Еще одна не менее знаменитая социально сконструированная достопримечательность Америки – Лас-Вегас. Когда в 1859 году на территории нынешнего штата Невада открыли серебряные месторождения, никто и представить не мог, что на месте шахт и бараков строителей будут стоять отели стоимостью в миллиарды долларов.

Пришедшие в эти пустынные места мормоны основали возле одного немногочисленных родников форт, который они назвали – Лас-Вегас, что по-испански означает «луга». Правда, луга эти были исключительно каменными, но, тем не менее, намек религиозной общины был понятен: хотелось, чтобы этот клочок земли когда-нибудь непременно расцвел  и приносил его обитателям благо.

Шли года, но Лас-Вегас оставался захолустным поселком деревенского типа, население которого сильно спивалось. Ситуация стала меняться, когда в Неваде в 1931 году легализовали игорный бизнес. В самом Лас-Вегас это эпохальное событие произошло намного позднее – 1942 году, в разгар второй мировой войны. Чтобы понять его значение, необходимо знать: до сих пор во всех окрестных штатах Америки игорный бизнес разрешен только на территориях индейских резерваций. Так что поиграть в Неваду ехали отовсюду и везли с собой, естественно, немалые суммы.

Первым обосновался в  Лас-Вегасе знаменитый король преступного мира Бакси Зигаль, он открыл в Лас-Вегасе казино «Фламинго». Через год после этого он был убит, но идея соединить игру с развлечениями оказалась провидческой и на редкость удачной. Блистательная игорная метрополия в Америке – не только красочное пространство для взрослых игр, но и наглядный пример американской коммерческой архитектуры. На Лас-Вегас-стрип, главной улице города, стоят отели и казино с фантастическими башнями и куполами, торговые центры, кафе и забегаловки, крошечные часовни. Игра здесь идет круглосуточно.

Главное, что отмечает Лас-Вегас от других развлекательных    и шоу-городов мира, это что его хозяева и владельцы смотрят  на как минимум 4-5 лет вперед. Все, что здесь строится, окупается через полтора-два года, а потом идет чистая прибыль.          А поскольку пика насыщения отелей в Лас-Вегасе пока не предвидится, «Диснейленд» для взрослых раскручивают сразу по нескольким направлениям[3].

Объектов, создающие имидж и мотивацию к посещению Саратова в нашем городе предостаточно, каждое место чем-то примечательно, и хотя порой его самобытность не сразу бросается в глаза (особенно постоянным жителям), какие-то достоинства все-таки можно отыскать всегда. В Саратове такими символами города уже стали государственный художественный музей им А.Н. Радищева, архитектурный ансамбль «Журавли», место приземления Гагарина, проспект Кирова.  Огромную роль в подчеркивании уникальности Саратова могут сыграть многочисленные церкви, выйдя за границы традиционной религиозности и взяв на себя культурно-просветительскую миссию. 

Чтобы рассказать о душе Саратова, нужен новый подход к показу саратовских достопримечательностей. Особое внимание следует уделить Волге – главному элементу природного ландшафта исторической части города. Создание системы рекреационных пространств на ее берегах позволит восстановить утраченные зрительные связи с Волгой.

Саратовская область до недавнего времени опиралась в основном на собственный промышленный и сельскохозяйственный потенциал, не используя в должной мере природные  и исторические возможности территории. Сейчас уже становится очевидным, что туристский потенциал Саратовской области является мощным источником ее устойчивого развития. Туризм как статья пополнения бюджета является той реальной сферой деятельности, которая при определенных первоначальных затратах начинает очень быстро окупаться и приносить прибыль.

Наша область обладает высоким рекреационным потенциалом. Разнообразие и уникальность природных ландшафтов, наличие нетронутых цивилизацией уголков природы, расположенных в трех климатических зонах (лесостепь, степь и полупустыня), богатые и своеобразные флора и фауна, великая река Волга – все это способствует активному   продвижению туристских проектов в нашем регионе. Признаком развитости социально-экономической системы региона среди прочих равных выступает рекреационное обеспечение, в том числе и туризм. Становление туризма европейского уровня организации и комфорта способствовало бы реальному превращению Саратова в столицу Поволжья.

Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского туристского рынка. Социальное конструирование местных достопримечательностей как объектов туристического спроса  и будет решением данной задачи. 

 



[1] Гидденс Э. Социология М.: Эдиториал УРСС,1999, с.518.

[2] Ж-л «Территория», №19, 2002.

[3] Литвинова Е./ Иностранец, № 33, 1998.