КУНГУР. МИФЫ И РЕАЛИИ ГОРОДА.

О.А. Ренева.

Выставочный зал им. Г.А. Мелентьева, филиал Краеведческого музея                   г. Кунгура.

 

Кунгур – небольшой городок на Западном Урале, существующий словно в нескольких измерениях; сочетающий в себе единство противоположностей. Он – туристический и патриархальный. Город ежегодных торговых ярмарок и крестных ходов, фестивалей “Рок-лайн” и  “Небесная ярмарка”. Город, расположенный на возвышенности и в “яме”. Город карста и знаменитой Кунгурской Ледяной пещеры. Здесь возрождаются храмы, развиваются традиционные промыслы и ремесла.

У Кунгура, как и у всякого старинного города, есть свое сакральное пространство, связанное с интерпретацией его историко-культурного наследия.

2003 год – юбилейный для нашего города. Дважды рожденный Кунгур первый раз возник в 1648 году на берегу реки Кунгурки на территории обширного Сылвенско-Иренского поречья. Отсюда и пошло название города, полное загадок. По одной из многочисленных версий в основе топонима лежит слово “Кун-гара”, производное от татарских слов  “кун” (ночлег) и  “гара” (пещера)1. Поэтому имя  “Кунгур” может быть переведено как “ночлег в пещере”. В таком прочтении слова нет ничего удивительного. Подземные пустоты – обыденные реалии территории, лежащей в бассейне рек Сылвы и Ирени, где широко распространены карстовые явления.

В пещерном краю возродился Кунгур и в 1663 году, когда жители первого разоренного башкирами и татарами города по грамоте царя Алексея Михайловича обосновались на новом месте. В царском указе содержались четкие указания о выборе территории для возведения второго Кунгура: “…повелено отыскать способное при реке и удобное для укрепления место, и на нем построить новый город Кунгур и иметь от башкирцев великое опасение”2. Такой крепью стала возвышенность в месте слияния рек Сылвы и Ирени, на которой уже существовало русское село Сосновый мыс. Подземные пустоты снова были рядом. Одна – у подножия возвышенности на берегу Сылвы, в XIX веке получившая название “Дубининская пещера”. Две другие –  на некотором удалении от селитебной территории, впоследствии известные как Пиликинская и Ледяная. Первоначально эти пещеры местное русское население использовало в качестве надежного укрытия от башкирско-татарских набегов, а позднее они стали привлекать внимание путешественников и ученых. Возможно, эти подземные пустоты и породили многочисленные мифы, бытующие на Урале вплоть до настоящего времени. В них речь идет о подземном рукотворном лабиринте, расположенном под исторической частью Кунгура. Народная молва даже соединила между собой тайными ходами не только здания, построенные в тревожном XVIII столетии, но и сооружения конца XIX века. Есть и более глобальные по масштабу теории, объединяющие весь Урал подземными лабиринтами. В эту разветвленную сеть включают и Кунгурскую Ледяную пещеру3. Именно в этом подземном царстве заключена одна из причин уже многовековой популярности Кунгура для путешественников и туристов.

Сердцем Кунгура, как и всякого средневекового города, был кремль, возведенный в 1673 году на возвышенности между реками. В то далекое время у города преобладали административно-оборонные функции. Слава Кунгура как купеческого центра была еще впереди. Кунгурский кремль, выдержавший многочисленные вражеские нашествия, неоднократно перестраивался, был и четырех-, и пяти-, и шести- и восьмиугольным. Самое яркое представление можно получить о нем по “Чертежу Кунгура” С.У. Ремезова (1703)4. “Ремезовская” деревянная цитадель настолько полюбилась кунгурякам, что даже стала логотипом организации “Кунгурское землячество”, существующей в настоящее время в городе Перми. Хотя, если судить по чертежам и планам Кунгура XVIII столетия, восьмиугольным кремль был только в первой трети века, а затем приобрел форму неправильного шестиугольника с широким основанием и параллельными боковыми сторонами. Последний раз крепость ремонтировали в конце 1773-начале 1774 годов в связи с ее осадой войсками Е.И. Пугачева. Затем она постепенно пришла в упадок и была разобрана “за ненадобностью”. Когда в 1790 году в Кунгуре по пути в сибирскую ссылку останавливался А.Н. Радищев, в его дневнике появились следующие строки: “На горе старинная деревянная крепость, то есть забор с башнями, в коих ворота”5.

 “Планиметрическим городом” и городом, представляющим  “своими очертаниями шестиугольник” был назван Кунгур в книге Я. Кумок,6 рассказывающей о жизни известного русского ученого Е.С. Федорова. В описании речь шла о событиях середины XIX века. А в стихотворении “Кунгур-городок”7 (1985) известного уральского поэта, представителя андеграунда Виталия  Кальпиди, город, названный “античным”, “лезет с горы, будто лава, надуваясь, как тесто”. Такой образ Кунгура, вызывающий ассоциации с древнегреческими Афинами, также был навеян его местоположением и патриархальной древностью.

Территория, где некогда возвышался кремль, и сейчас располагается в центре города. Здесь находится Соборная площадь, где почти каждый день работает городской рынок, а к новогодним праздникам устраивают ледяной городок.  Иногда он напоминает крепостное сооружение, и из-за этого в сознании туристов, посетивших Кунгур в декабре-январе, происходит замещение образа старого кремля, увиденного на макете в Краеведческом музее, на снежно-ледяную крепость, стоявшую на площади.

Память о кремле сохранилась среди кунгуряков вплоть до наших дней. Часто, сами того не замечая, горожане, живущие в отдаленных микрорайонах, говорят: “Пойти в город”, имея ввиду центральную часть Кунгура, где некогда и стоял кремль. А ведь в словаре В.Даля слово “город” и трактуется как “городьба, ограда около жилья, поселения”(крепость, кремль).

Зримым символом любого древнерусского города был и собор, нарядный храм, чаще всего увенчанный пятиглавием. Обычно он располагался на территории кремля. Главный храм Кунгура – Благовещенский собор (1700-1704) до наших дней не сохранился. В 1890-е годы он считался “замечательной в архитектурном отношении археологической редкостью” 8, которой гордились кунгуряки. Его изображения чаще всего встречаются в фотографиях и открытках конца XIX-начала XX века.

С петровской эпохи в городском пространстве знаковую роль начинают играть здания городских властей – магистраты, часто называемые на западноевропейский манер ратушами. Двухэтажный каменный дом провинциальных властей был построен в Кунгуре в 1756-1762 годах 9. В XIX-начале XX века в нем располагалась пересыльная тюрьма. В 1930-е годы постройка была передана военному ведомству. В те же годы с легкой руки Л.Н. Лелюхова здание обрело живучую легенду, стало известно как “Дом воеводы”, где в 1790 году будто бы останавливался А.Н. Радищев. Фантазия кунгурского краеведа стала достоянием и литературы. В стихотворении “В Кунгуре А.Н. Радищев” местного поэта Наума Хаунена есть такие строки: “ Он входит…/ И сумрачный Дом воеводы / Уже не забудется гостю такому”. Несколько десятилетий ХХ века это здание было символом мучений и страданий многочисленных заключенных, в том числе революционеров, а позднее и репрессированных. Художественные достоинства барочного сооружения отодвигались на второй план. В 1974 году здание было поставлено на государственный учет как памятник истории и культуры федерального значения. Вторая легенда Городового магистрата рассказывает о  подземном ходом, якобы ведущем из подвала здания к подвалу Преображенской церкви под руслом реки Сылвы.

Мир легенд Кунгура связан не только с отдельными объектами архитектурного и природного наследия, но и с городом в целом. В XVIII столетии появилось на свет высказывание неизвестного путешественника: “Кунгур – самый большой город в России”, что объяснялось кунгурским бездорожьем. В последней четверти XIX века Кунгур, благодаря писателю Вас.И. Немировичу-Данченко, прославился как “один из самых красивых городов нашего востока, да и из самых благоустроенных” 10. Хотя в то время по-прежнему в весенне-осеннюю распутицу его улицы и площади буквально утопали в грязи 11. Конец ХХ века преподнес новый миф. Кунгур стали называть “первым городом в  Европе со стороны Азии”, почему-то забывая про Первоуральск.

Кунгурское мифотворчество играет существенную роль в восприятии образа города глазами его гостей. В современное время дизайнеры Кунгура, где развивается индустрия туризма, пытаются выработать систему знаков, делающих узнаваемой изделия местной художественной промышленности и рекламную продукцию. Бренд города складывается из традиционных или легко запоминающихся изображений. Такими символами в современном прочтении стали здания кунгурских храмов, подчеркивающие значение города как центра православия края. А  главный магазин-памятник “Гостиный двор” являет собой целый купеческий мир прошлого, перенесенный в наши дни. Когда отмечалось 135-летие этого здания, то в местной газете была опубликована частушка “С века прошлого, поныне / Русь в реформах мечется./ Только “двор” стоит твердыней / Русского купечества”.

Еще один символ города – памятный въездной знак “Кунгур” (автор- В.Н. Каданцев), стоящий на пермском тракте. Эта фигура величественного старца в длинном одеянии с кристаллами, символизурующими пещеру, и рогом изобилия (элементом герба города) в руках – самый частый мотив современной кунгурской рекламной продукции, начиная от буклетов туристических фирм и заканчивая прайсами промышленных предприятий. А логотипом традиционных ярмарок стало изображение кунгуряка в косоворотке, полосатых штанах, кожаных сапогах, с картузом на голове. Его коренастая фигура не только украшает сувенирную и полиграфическую продукцию, но и воздушный шар, являющийся непременным участником многих городских праздничных мероприятий.

Менее популярными в современной кунгурской художественной промышленности стали образы сказов П.П. Бажова: Медной горы Хозяйка и Данила-мастер. Они во второй половине ХХ века считались традиционными мотивами местных сувениров, объединяя в себе памятные для туристов  подземные гроты Ледяной пещеры и красоту местных поделочных камней. Селенитовая скульптура Хозяйки Медной горы  (автор В.П. Тютиков) символизировала искусство Кунгура на выставке ЭКСПО-70 в Осаке.

Легендам о Кунгуре и Ледяной пещере нет конца. Их порождает и современная жизнь. Пройдет время и некоторые из них превратятся в устойчивые мифы, которые не смогут потревожить никакие жизненные реалии. Это тонко подметил В.Кальпиди: “Ах, в античном Кунгуре, в его черно-белом портрете есть доля / и мифа” 12.

1.        Золотов Е.Д. Материалы для первоначальной истории города Кунгура и его уезда // Труды Пермской ученой архивной комиссии. Вып. II. Пермь, 1893, с. 43.

2.        РГИА. Ф. 1350. Оп. 312. Д.213. Л.84.

3.        Вечко Г. Куда ушла чудь? // Наука и религия. – 1996, - № 7, с. 36.

4.        Хранится в Российской национальной библиотеке (С.-Петербург) в Эрмитажном собрании.

5.        Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т.3. М.-Л., 1952, с. 257.

6.        Кумок Я. Евграф Федоров. М. 1971, с. 17.

7.        Кальпиди В. Пласты. Свердловск, 1990, с. 72.

8.        Пребывание его преосвященства, преосвященнейшего Петра, епископа Пермского и Соликамского в городе Кунгуре в сентябре 1894 года // Пермские епархиальные ведомости. – 1894, - № 21, с. 357.

9.        РГИА. Ф. 1285. Оп. 8. Д. 1200. Л. 50.

10.    Кпасноперов Д.А. Кунгур в русской литературе // Школьное краеведение: опыт, проблемы, поиск. Тезисы докладов научно-методической конференции. Кунгур, 1997, с. 16.

11.    Журналы Кунгурской городской думы за 1897 год. Кунгур, 1897, с. 62.

12.    Кальпиди В. Указ. соч., с. 72.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАЯВКА НА КОНФЕРЕНЦИЮ.

 

Ренева Ольга Анатольевна;

Зав. Выставочным залом им. Г.А. Мелентьева, филиала Краеведческого музея г. Кунгура;

617470, Пермская область, г. Кунгур, ул. Гоголя, 38;

Телефон (271) 2-30-01;

Планируется выступлении на конференции по теме: “Кунгур. Мифы и реалии города.”.

Бронировании нужно. Проживание в 2-х местном номере