Старый Саратов
Логотип музея
Современный Саратов
Версия для слабовидящихОбычная версия
Размер шрифта: A A A Цвет: A A A

День всех влюбленных

Традиция праздника существует уже более тысячи лет. Многие исследователи считают, что у него скорее светское, даже языческое происхождение. Дело в том, что день казни пресвитера Римской церкви Валентина – 14 февраля – совпал с римским праздником Луперкалии, торжествами в честь Юноны, богини любви и красоты. А в 469 он стал еще и Валентиновым днем: именно в этом году римский папа Геласиус канонизировал Валентина, причислив к лику святых. Массово этот день отмечается в Западной Европе с XIII века, со второй половины XVIII века – в США, а в 1990-е годы он стал известен в нашей стране. Непременным атрибутом праздника являются «валентинки» - любовные послания на открытках в форме сердца.

В XIX веке в светских салонах Европы и России большой популярностью среди влюбленной молодежи пользовалась модная игра «Флирт цветов». С помощью этой нехитрой и увлекательной игры знакомились и общались наши прабабушки и прадедушки.

На Руси 14 февраля звался Трифоновым днем. Святой Трифон – один из покровителей крестьянского двора. Крестьяне представляли, что облика он величавого, походка у него твердая, характер упорный, а взгляд колдовской! Это все потому, что судьба его по месяцеслову со звездным небом связана. Девушки на выданье ждали этого дня, чтобы на женихов помолиться. Верили: Трифон услышит и  жениха хорошего пошлет, ведь февраль – время свадеб. А еще 14 февраля называли мышиным днем. В этот день крестьяне звали Трифона заговаривать мышарники – места большого скопления мышей, чтобы они не портили скирды с хлебом. По крестьянским избам Трифон ходил не один, а со своим другом – пушистым да ласковым котом. Кот у него необычный – семишерстный, а на лбу – белая крапинка. В народе такие кошки считались вещими. Тот, кто хотел угодить Трифону, варил 14 февраля особую «трифоновскую» кашу – из тыквы и пшена.

У влюбленных был свой праздник, но отмечался он летом. Покровителями супружеских пар на Руси были святые Петр и Феврония. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Петр и Феврония стали символом верной, сильной, красивой любви. Они были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Легенда о их жизни и смерти легла в основу рукописной повести XVI века. Сегодня день их памяти – 8 июля. А предшествует этому дню Купальская ночь – с 6 на 7 июля. День Ивана Купалы особенно ждала молодежь. В Иванов день молодые влюбленные водили хороводы, гадали, прыгали через костер. Делали они это для того, чтобы узнать свою судьбу и проверить истинность чувств. Непременное условие зажигания костра-купальницы – огонь должен быть живой, т.е. добытый руками человека. Костер зажигали под особое заклинание:

Разыдись темно,

Разгорись добро,

Засверкай светло,

Яри ясное

Солнце красное.

Считалось, что Ярило-Солнце покровительствует влюбленным, помогая юношам и девушкам найти своего суженого. На празднике пели обрядовые песни:

«Как Иван да Марья»

Как Иван да Марья

На горе гулянье.

Ой, раным-рано

На Купала-Ивана.

На горе гулянье,

Под горой купанье.

Ой, раным-рано

На Купала-Ивана.

Где, краса Купала

Ночку побывала?

Ой, раным-рано

На Купала-Ивана.

Там, на бережочке,

Со милым дружочком

Ой, раным-рано

На Купала-Ивана.

 

 

«Да, Купалинка…»

- Да Купалинка,

Где досюль была?

- За рекой была.

- Иване, Иване, гу!

- За быстрой была.

- Что ты робила?

- Кудели пряла.

- Иване, Иване, гу!

- Кудели пряла,

Ткала, белила.

Замуж дочек выдала.

- Иване, Иване, гу!

Чтобы проверить суженого, в ночь накануне Ивана Купалы девицы опускали на речные волны или в озеро венки с зажженными лучинками или свечками, завивали венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонул сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую жизнь.

 

Фрагменты театрализованной экскурсии "День всех влюбленных" в Саратовском областном музее краеведения.