Старый Саратов
Логотип музея
Современный Саратов
Версия для слабовидящихОбычная версия
Размер шрифта: A A A Цвет: A A A

Из истории игрушек

 

НЕ ГЛЯДИТ, НЕ ГОВОРИТ, ОТ НЕСЧАСТИЙ ОХРАНИТ

Мало кто сможет отгадать эту импровизированную загадку, потому как безликая кукла (а речь идет именно о ней) – одно из наиболее таинственных и малоизвестных явлений традиционной культуры. Пожалуй, познакомиться с такой куклой можно только в музее. Правда, не в каждом музейном собрании есть такая редкость. Нашему музею повезло. В фондах хранится несколько безликих кукол, отражающих традиции народов, издревле живущих на берегах Волги: русских, чувашей, башкир. Каков же смысл этих столь распространенных в прошлом у многих народов мира необычных кукол?

Благодаря ее безликости, такую куклу издревле считали оберегом, способным отвести несчастье от владельца. Самое простое объяснение этого в том, что в нее не может вселиться злой дух, проникающий в «душу» куклы именно через отверстия – глаза, рот, нос.

Второй уровень смысла, заложенного в предмете моей любви, связан с представлением о том, что безликая кукла – это покровительница домашнего очага. Древнейшие антропоморфные знаки, как правило, представляют собой максимально обобщенные изображения безликих женских фигур, порой даже без головы, с ярко выраженными признаками пола – большими грудью и животом. Так наши далекие предки предметно воплощали идею наиболее важной функции женщины: продолжение рода. Именно в женщине видели хранительницу домашнего очага, первопричину и первооснову бесконечного повторения чуда рождения человека.

Некоторые безликие куклы, исходя из особенностей их изготовления, получили название «зольные». Голова такой куклы формуется из горсти золы, смоченной водой, отчего она становится твердой как камень. Зола как символ домашнего очага несет идею продолжения рода, приумножения потомства. Кроме того, огню, костру, а также остаткам, образующимся при горении – углям, пеплу, золе, в традиционной культуре издревле придавалось значение магического оберега, способного противостоять опасности. Возможно, русская безликая кукла из нашей коллекции является именно зольной.

Третий, более скрытый смысл безликой куклы связан с представлениями о принципах мироустройства. Уже в древности появились фигурки, в которых женский и мужской символы соединены воедино. Их соединение – предметно-образное воплощение главной идеи устройства мира, его дуализма, присутствующего всюду и во всем. Безликие куклы, хранящиеся в музее, структурно четко делятся на два слоя. Основой такой куклы чаще всего является «скрутка» – скрученная в виде скалки ткань. Или же палочка, на которую накручена ткань. Внешний слой безликой куклы – женский костюм, соответствующий бытовавшему в то время и в том месте, где кукла создана. Таким образом, в основе магической безликой куклы находится мужской символ, а внешний слой предмета – женский костюм, т.е. женский символ. Можно сказать, что в образе безликой куклы сохранена с древнейших времен идея целостности мира, выраженная в соединении двух противоположных начал как первопричины и первоосновы всего сущего. Это и есть оберег, защита всего сущего от небытия, исчезновения.

По мнению некоторых исследователей, существует еще одна трактовка смысла безликой куклы.Столбообразная основа куклы всегда разделена на три части: она перетягивается нитью по линии шеи и талии. Таким образом в ней выделено три уровня: верхний, средний и нижний, что символически соответствует представлению о трехчастности, триединстве мира: небесного, земного и подземного. Одновременно безликая кукла представляет собой и крестообразную фигуру: по средней линии укрепляется дополнительная скрутка из ткани или палочка, изображающая руки. И эта конструктивная особенность безликой куклы заключает в себе символику четырехчастной структуры мира. Исследователи делают вывод, что простейшая по конструкции тряпичная кукла передает из поколения в поколении древнейший код мироустройства.

Материал подготовлен З.А. Горюновой

 

Из цикла "Мой любимы экспонат" Информационного вестника Саратовского областного музея краеведения.