Старый Саратов
Логотип музея
Современный Саратов
Версия для слабовидящихОбычная версия
Размер шрифта: A A A Цвет: A A A

Выставка "КРУГ РОДЧЕНКО. СТИЛЬНЫЕ ЛЮДИ"

 

7 сентября в Саратовском областном музее краеведения состоялась презентация фотовыставки «Круг Родченко. Стильные люди» из собрания Мультимедийного комплекса актуальных искусств г. Москвы. Выставка экспонируется в рамках Четырнадцатого Международного кинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания» и предоставлена АНО «Культурно-просветительский «Фестивальный центр».

На выставке представлено более 80 фоторабот. Значительную часть составляют фотографии, выполненные А.М. Родченко и его женой - Варварой Степановой. На многих снимках запечатлен сам Александр Родченко - советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино, один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.

Александр Михайлович Родченко родился в 1891 году в Санкт-Петербурге. Окончив Казанскую художественную школу, он продолжил образование в Строгановском училище. С 1920 по 1930 год Родченко преподавал в нескольких художественных учебных заведениях. В 1930-1931 годах занимался созданием фотообъединения «Октябрь», затем работал корреспондентом в издательстве Изогиз. В этот период Родченко создал свои дебютные серии спортивных фотографий. С 1935 по 1938 год он был членом редколлегии журнала «Советское фото» и начал специализироваться на съемке спортивных событий. С 1945 по 1955 год Родченко занимался оформлением ряда альбомов, посвященных историческим событиям, а также создал серию пропагандистских плакатов.

Фотографировать Родченко начал достаточно поздно, будучи уже сформи­ровавшимся художником, иллюстратором и преподавателем ВХУТЕМАСа. Александр Родченко – такой же символ советской фотографии, как Влади­мир Маяковский - советской поэзии.

На фотографиях, представленных на выставке, - круг друзей и знакомых Александра Родченко. Снимки выполнены в период с 1924 по 1940-е годы. Название данной выставки предполагает, что зрители будут обращать особое внимание на своеобразие одежды того времени, на имеющиеся в ней черты принадлежности к определенной профессии, на то, как она влияет на характер изображенного персонажа. Люди кино, такие как Алексей Ган, Лев Кулешов или Борис Барнет, одеты с налетом военизированного техницизма: кожаные пальто или куртки, краги, кепки, иногда лихо заломленные назад, мотоциклетные очки, перчатки с раструбами. Фоторепортеры одеты скромнее. Кто-то в военный френч, как Вадим Ковригин, кто-то в обычный «москвошвеевский» костюм или брюки с белой рубашкой. Писатели выглядят более домашними. Сергей Третьяков - в модной в 1920-е годы толстовке. Лишь Владимир Маяковский в костюме «с иголочки» кажется только что вернувшимся с очередного диспута. Безупречность костюма, не допускающая неряшливости во время публичных выступлений, - такое же его оружие, как и острое слово.

Сам Родченко проектирует свой костюм инженера-конструктора с множеством карманов для инструментов, ту самую «прозодежду», в которой он ходит на занятия со студентами во ВХУТЕМАС. На снимке Михаила Кауфмана Родченко с удовольствием демонстрирует этот костюм, сшитый по его проекту Варварой Степановой. На других снимках мы видим совершенно разностильного Родченко. В 1925 году по случаю открытия «Выставки декоративного искусства» в Париже он смотрится как элегантный парижанин, на кинопробах фильма Эйзенштейна «Старое и новое» Родченко и Степанова изображают приехавших в Россию иностранцев.

У женщин этого круга также свой стиль. Полный кадр известной фотографии Родченко «Портрет матери» приоткрывает ее отношение к одежде. Это платье пожилого человека, жившего еще в то время, когда каждое сословие имело свои приметы в костюме.

Варвара Степанова умела подыгрывать Родченко, когда он ее фотографировал - то в виде комсомолки в платочке, то в виде серьезной дамы из учреждения, то в виде француженки. В 1924 году в мастерской Родченко и Степановой снималась Лиля Брик, которая принесла с собой разнообразные наряды. Тут были и шерстяной строгий костюм, и шелковое золотистое платье, и полупрозрачное черное газовое платье...

У каждого персонажа из круга Родченко свой неповторимый стиль одежды как продолжение внутреннего стиля личности. Фотография безупречно передает и то, и другое.

Перед началом презентации гости увидели фильм Наталии Меркуловой «Лестница Родченко». В качестве музыкального вступления прозвучала пьеса Слонимского «Бурлеска».

На открытии выставки выступили министр культуры Саратовской области Т.А. Гаранина, директор фестиваля «Саратовские страдания» Т.В. Зорина, главный специалист Мультимедиа-Арт музея Юлия Бейгун. Выступавшие отметили, что ставший традиционным саратовский кинофестиваль дал начало еще одной традиции: проведению специальных фотовыставок в музее краеведения.

Выставка в музее краеведения будет работать до 1 октября.

 

Вернуться к списку