Метафизика еврейской общины

 

В.В.Афанасьева, Саратов, СГУ

 

          Что представляют собой национальные общины в структуре города? Являются ли они частями единого городского «тела», представляют ли сложную фрактальную сеть или оказываются элементами единой системы, при благоприятных условиях «резонирующими» и рождающими новое бытие, большее, чем бытие каждого отдельного элемента?

          Чтобы ответить на эти вопросы, разобраться в столь сложной системе, необходимо по возможности беспристрастно изучить особенности каждой общины. Исследование особенностей национальных общин – дело чрезвычайно важное, сложное и этически опасное. На этом пути легко впасть в крайность, стать пристрастным, обидеть целые  народы. Тем не менее, процессы национального возрождения, пути национальной самоидентификации требуют всестороннего осмысления и анализа, являются важнейшим ресурсом возрождения и нашей страны в целом, и нашего города, в частности.

          Еврейская община, какая она?  Каковы основы ее существования, основные принципы ее жизнедеятельности, позволяющие ей сохраниться в условиях прогрессирующей ассимиляции? Как она «может быть?». Неизбежное сравнение еврейской общины с другими национальными формированиями позволяет выявить ее следующие принципиальные особенности.

          1. Преемственность традиций. Рассеяние евреев в начале нашей эры привело к тому, что в течение почти двух тысяч лет еврейство существовало в условиях виртуальной государственности.  Институтом, заменившим государство, для евреев стал иудаизм. В этих условиях огромную значимость приобрели преемственность и непрерывность еврейской религиозной традиции. Достаточно было разрыва в два поколения, чтобы традиция исчезла, однако этого не призошло. И в период господства инквизиции, и в годы изгнания из Испании и поругалии (15-16 вв.), и при хмельнитщине (18 век) евреи в устной и письменной формах смогли сохранить объединяющее их учение.

          Еврейские традиции существенно отличаются от просто закрепленных обычаев, национальных привычек, связанных с этническими особенностями народа, они имеют глубокий мистический и сакральный смысл. По сути, они заповеди Торы, беспрекословно выполняемые и необсуждаемые большинством, понятные лишь посвященным. Неслучайно, согласно одному из герменевтических принципов толкования, принятых в философии иудаизма, гематрии (числовые значения) слов «брит» (союз, завет), и Тора совпадают и раны числу заповедей иудаизма, 613-ти. Именно традиции являются носителями той латентной религиозности, которая присуща большинству еврейского народа даже в условиях ассимиляции и активно противодействует последней, именно они объединяют евреев в единый союз. Все ярко выраженные особенности  еврейской общины следуют именно из тех или иных традиций иудаизма, по существу заповедей Торы.

          2. Существование в условиях враждебного окружения – неотъемлемая особенность жизни еврейской диаспоры. Отчасти эта враждебность связана с позицией христианства в отношении иудаизма. Лишение  вплоть до новейшего времени евреев гражданских прав в большинстве стран Европы, гонения, массовые убийства, гитлеровский геноцид – вот основные исторические трагедии еврейского народа в нашей эре.  Только уроки Второй мировой войны и последующая общественная либерализация несколько изменили это положение. Представляется, что важной причиной, провоцирующей враждебность со стороны других народов, явился один из основных тезисов иудаизма: о богоизбранности еврейского народа, закрепленный и на страницах важнейшей христианской книги Библии. Объявлять себя избранным – очень опасный и тернистый путь.

          3. Закрытость. Естественно, что враждебность всего мира по отношению к маленькому по численности еврейскому народу, необходимость препятствовать ассимиляции и сохранять иудаизм заставили евреев создать закрытые социальные системы – национально-религиозные общины, которые и позволили еврейскому народу выжить.

          4. Нетривиальная национальная самоидентификация. В еврейском учении понятие национальности в общепринятом этническом смысле отсутствует, национальность тождественна вероисповеданию. Это делает практически закрытую еврейскую общину «диссипативной», теоретически доступной любому человеку, разделяющему иудаизм. Евреем, в отличие от любой другой национальности, можно стать не по рождению, а по убеждению. Этот узкий духовный и интеллектуальный «вход» в еврейскую общину доступен всем,  готовым принять на себя весьма  нелегкий труд по изучению и выполнению еврейских заповедей.

          5. Непропорционально большой вклад в развитие мировой цивилизации.  Нельзя не признать тот факт, что составляющие в настоящее время примерно одно промилле от общего население Земли евреи внесли в мировую культуру, науку, финансовую систему вклад, несоизмеримый со своей малой численностью. Спиноза, Ротшильд, Эйнштейн - знаковые имена, открывающие огромную плеяду еврейских светских гениев. Попытки объяснить этот факт только уникальной приспособляемостью еврейского народа, выработанной за два тысячелетия рассеяния, обречены на неудачу. Пять из восьми нобелевских лауреатов в период между двумя мировыми войнами, блестящие успехи еврейских ученых и музыкантов  - факты, требующие иного объяснения. Мы полагаем, что значительные успехи еврейского народа на интеллектуальном поприще являются следствием одной из основных заповедей иудаизма: «Учить Тору», трансформированную тысячелетиями в генетически закрепленную традицию учиться. Поголовная грамотность еврейского населения даже в эпоху Средневековья иллюстрирует этот факт.           Умение еврейского народа учиться и генерировать новое – неисчерпаемый ресурс всего мирового сообщества, каждой страны и города, где живут евреи.  

          6. Сильная связь и взаимопомощь членов общины, общин друг с другом  и с Израилем - особенности еврейской общины, инспирированные следующими важнейшими заповедями: «Любить всех евреев», «Давать цдаку (помощь бедным)» и «Любить землю Израилеву». Благотворительность, являющаяся нормой жизни еврейской общины, постоянные инвестиции из богатых общин Израиля, Америки, Европы – значительный ресурс благосостояния если не всего нашего города, то определенных слоев его жителей, в том числе и многочисленной еврейской интеллигенции.

          На  протяжении всей истории рассеяния на еврейские общины всего мира действовали мощные и многочисленные «центробежные» ассимиляционные силы: социальные, экономические, политические, психологические, гендерные и др. «Центростремительными» силами, препятствующими ассимиляции, оставались лишь иудаизм и традиции, из него вытекающие. Именно благодаря им еврейский народ, несмотря на все испытания и в отсутствии защищающих государственных институтов, сохранился. Время современных радикальных общественных перемен инициировало значительный интерес российских евреев к своей религии, языку, национальной культуре, традиции. Если мы хотим сохранить огромные интеллектуальные, культурные, финансовые и организационные ресурсы российского еврейского населения, мы тоже должны вступить на путь изучения еврейской культуры и национальных особенностей этого великого народа. По возможности понять и принять евреев, не мешать, не гнать – следуя этим  рецептам, мы послужим и на благо родного города, и на благо всей страны.