Метафизика
еврейской общины
В.В.Афанасьева, Саратов, СГУ
Что представляют собой национальные общины в структуре города? Являются ли они частями единого городского «тела», представляют ли сложную фрактальную сеть или оказываются элементами единой системы, при благоприятных условиях «резонирующими» и рождающими новое бытие, большее, чем бытие каждого отдельного элемента?
Чтобы ответить на эти вопросы, разобраться в столь сложной
системе, необходимо по возможности беспристрастно изучить особенности каждой общины.
Исследование особенностей национальных общин – дело чрезвычайно важное, сложное
и этически опасное. На этом пути легко впасть в крайность, стать пристрастным,
обидеть целые народы. Тем не менее,
процессы национального возрождения, пути национальной самоидентификации требуют
всестороннего осмысления и анализа, являются важнейшим ресурсом возрождения и
нашей страны в целом, и нашего города, в частности.
Еврейская община, какая она? Каковы основы ее существования, основные принципы ее
жизнедеятельности, позволяющие ей сохраниться в условиях прогрессирующей
ассимиляции? Как она «может быть?». Неизбежное сравнение еврейской общины с
другими национальными формированиями позволяет выявить ее следующие
принципиальные особенности.
1. Преемственность
традиций. Рассеяние евреев в начале нашей эры привело к тому, что в течение
почти двух тысяч лет еврейство существовало в условиях виртуальной
государственности. Институтом,
заменившим государство, для евреев стал иудаизм. В этих условиях огромную
значимость приобрели преемственность и непрерывность еврейской религиозной
традиции. Достаточно было разрыва в два поколения, чтобы традиция исчезла,
однако этого не призошло. И в период господства инквизиции, и в годы изгнания
из Испании и поругалии (15-16 вв.), и при хмельнитщине (18 век) евреи в устной
и письменной формах смогли сохранить объединяющее их учение.
Еврейские традиции существенно отличаются от просто
закрепленных обычаев, национальных привычек, связанных с этническими
особенностями народа, они имеют глубокий мистический и сакральный смысл. По
сути, они заповеди Торы, беспрекословно выполняемые и необсуждаемые
большинством, понятные лишь посвященным. Неслучайно, согласно одному из
герменевтических принципов толкования, принятых в философии иудаизма, гематрии
(числовые значения) слов «брит» (союз, завет), и Тора совпадают и раны числу
заповедей иудаизма, 613-ти. Именно традиции являются носителями той латентной
религиозности, которая присуща большинству еврейского народа даже в условиях
ассимиляции и активно противодействует последней, именно они объединяют евреев
в единый союз. Все ярко выраженные особенности
еврейской общины следуют именно из тех или иных традиций иудаизма, по
существу заповедей Торы.
2. Существование в условиях враждебного окружения – неотъемлемая особенность жизни еврейской диаспоры. Отчасти эта враждебность связана с позицией христианства в отношении иудаизма. Лишение вплоть до новейшего времени евреев гражданских прав в большинстве стран Европы, гонения, массовые убийства, гитлеровский геноцид – вот основные исторические трагедии еврейского народа в нашей эре. Только уроки Второй мировой войны и последующая общественная либерализация несколько изменили это положение. Представляется, что важной причиной, провоцирующей враждебность со стороны других народов, явился один из основных тезисов иудаизма: о богоизбранности еврейского народа, закрепленный и на страницах важнейшей христианской книги Библии. Объявлять себя избранным – очень опасный и тернистый путь.
3. Закрытость. Естественно, что враждебность всего мира по отношению к маленькому по численности еврейскому народу, необходимость препятствовать ассимиляции и сохранять иудаизм заставили евреев создать закрытые социальные системы – национально-религиозные общины, которые и позволили еврейскому народу выжить.
4. Нетривиальная национальная самоидентификация. В еврейском учении понятие национальности в общепринятом этническом смысле отсутствует, национальность тождественна вероисповеданию. Это делает практически закрытую еврейскую общину «диссипативной», теоретически доступной любому человеку, разделяющему иудаизм. Евреем, в отличие от любой другой национальности, можно стать не по рождению, а по убеждению. Этот узкий духовный и интеллектуальный «вход» в еврейскую общину доступен всем, готовым принять на себя весьма нелегкий труд по изучению и выполнению еврейских заповедей.
5. Непропорционально большой вклад в развитие мировой цивилизации. Нельзя не признать тот факт, что составляющие в настоящее время примерно одно промилле от общего население Земли евреи внесли в мировую культуру, науку, финансовую систему вклад, несоизмеримый со своей малой численностью. Спиноза, Ротшильд, Эйнштейн - знаковые имена, открывающие огромную плеяду еврейских светских гениев. Попытки объяснить этот факт только уникальной приспособляемостью еврейского народа, выработанной за два тысячелетия рассеяния, обречены на неудачу. Пять из восьми нобелевских лауреатов в период между двумя мировыми войнами, блестящие успехи еврейских ученых и музыкантов - факты, требующие иного объяснения. Мы полагаем, что значительные успехи еврейского народа на интеллектуальном поприще являются следствием одной из основных заповедей иудаизма: «Учить Тору», трансформированную тысячелетиями в генетически закрепленную традицию учиться. Поголовная грамотность еврейского населения даже в эпоху Средневековья иллюстрирует этот факт. Умение еврейского народа учиться и генерировать новое – неисчерпаемый ресурс всего мирового сообщества, каждой страны и города, где живут евреи.
6. Сильная связь и взаимопомощь членов общины, общин друг с
другом и с Израилем - особенности
еврейской общины, инспирированные следующими важнейшими заповедями: «Любить
всех евреев», «Давать цдаку (помощь бедным)» и «Любить землю Израилеву».
Благотворительность, являющаяся нормой жизни еврейской общины, постоянные
инвестиции из богатых общин Израиля, Америки, Европы – значительный ресурс
благосостояния если не всего нашего города, то определенных слоев его жителей,
в том числе и многочисленной еврейской интеллигенции.
На протяжении всей
истории рассеяния на еврейские общины всего мира действовали мощные и
многочисленные «центробежные» ассимиляционные силы: социальные, экономические,
политические, психологические, гендерные и др. «Центростремительными» силами,
препятствующими ассимиляции, оставались лишь иудаизм и традиции, из него
вытекающие. Именно благодаря им еврейский народ, несмотря на все испытания и в
отсутствии защищающих государственных институтов, сохранился. Время современных
радикальных общественных перемен инициировало значительный интерес российских
евреев к своей религии, языку, национальной культуре, традиции. Если мы хотим
сохранить огромные интеллектуальные, культурные, финансовые и организационные
ресурсы российского еврейского населения, мы тоже должны вступить на путь
изучения еврейской культуры и национальных особенностей этого великого народа.
По возможности понять и принять евреев, не мешать, не гнать – следуя этим рецептам, мы послужим и на благо родного
города, и на благо всей страны.