Влияние городской среды на социодинамику
поколений :региональный аспект.
Т.В.Беликова
Саратовский
Государственный Технический Университет, г. Саратов
Роль
территориальных общностей очень велика в социальных
процессах. И конечно эта проблематика
представляет собой
большое поле для изучения для самых различных
дисциплин. Но
в данном случае нас интересует одно из социологических
направлений влияние природы на социодинамику поколений
в регионе, в аспекте социальной
дифференциации, социального
прогнозирования и социального проектирования.
Одним из факторов,
оказывающих влияние на структуру,
состав
населения в данной статье рассматривается
природный фактор естественной регуляции. Влияние
космических и другого вида импульсов
задействует не только
одного человека ,но и все человечество. Такая
имманентность как сопровождает, так и оказывает
креативное
воздействие на социум. А
социальные процессы
исследуются на уровне человек-природа-
общество.
Исследования о
воздействии космоса на наземные
явления
и социальные процессы, существовали со времен
Платона и Аристотеля, Пифагора. К этой теме
обращался и
Ницше.
Отечественные мыслители,
приверженцы и
последователи этой идеи были Герцен А.И,
Гумилев Л.Н,
Вернадский В.И., Луначарский А.В., Соловьев
В.С,
Циолковский К.Э., Чижевский А.Л. Они
разрабатывали
своеобразные подходы к изучению
социокосмических явлений.
влияния на ландшафт и на человечество, а
через них на
создание городской среды. Человек является
воссоздателем
идей социума ,в том числе и в изменении
городской среды. А
соответственно городская среда влияет на состояние
сообщества.П.А. Сорокин говорил о воздействии
космоса на
социум, как об одном из условий
возникновения, сохранения и
исчезновения коллективных единств. И считал,
что "все
условия, вызывающие или благоприятствующие
установлению
проводников взаимодействия, могут быть
факторами
возникновения коллективного
единства".
Л.Н. Гумилев тоже придерживался подобного
мнения. По мнению
Льва Николаевича: ?Влияние ближнего космоса
на наземные
явления не парадокс, а скорее трюизм. По
теории Л.Н.
Гумилева пассионарность имеет энергетическую
структуру, а
психика лишь трансформирует импульсы,
стимулирующие
активность. Чижевский говорил об периодичности изменений
в 11
лет . Такой подход может хотя бы частично восполнить
еще не изученные разделы функционирования
человека и
общества. Постараемся проследить, есть ли
объективные
предпосылки к этому в контексте социальной
регуляции.
Исследование проводилось на основе
статистических
данных
случайной выборки по 850 человек, распределение
оказалось неравномерным: на одну женщину приходится 0,8
мужчин, соответственно на одного мужчину 1,25 женщин.
Данные взяты на 2002 год. Регион исследования
. Саратов.
При обработке
данных по демографической статистики
по рождениям (случайная выборка 850 человек)
выявились
следующие закономерности, что динамика
распределения
частоты рождений мужчин и женщин имеет форму
колебательного процесса. Данные взяты на 2002
год. Регион
исследования . Саратов.
При анализе ?Распределение населения по годам
рождения (850
чел) (случайная выборка) получились следующие результаты:
max
рождений как мужчин, так и женщин пришелся на 76-80
года прошлого века, данные же приходящиеся с
31 по 45 года
синхронны что у мужчин, что у женщин. Из
нашей случайной
выборки max рождений мужчин приходится на
76-80, max
рождений женщин на 46-50 годы. Явно
прослеживается снижение
рождаемости с 86 года к концу века.
Анализируя распределения населения по годам
рождения (850
чел)
с интервалом в 11 лет , можно сказать что, max
приходится на 54-77 годы , за счет увеличения рождаемости
в этот период как мужчин так и женщин, по
сравнению с
предыдущими годами. Последующие
десятилетия (где-то после
90 года) характеризуются резким уменьшением социума, так
что новорожденных меньше чем родившихся в
31-35 года.
Состояние местного сообщества также отражают и его
взгляды, хотя конечно для полноты картины
интересно
проанализировать как тенденции, так и
немногочисленые
полярные мировоззрения населения. Из этого
основного
положения можно выстроить структурный
портрет социума на
данный
момент как по взглядам на власть, и вообще выявить
социальную стратификацию локального пространства
г.Саратова.. В данном случае мы рассмотрим
духовную
организацию общества по отношению к религии.
Основные
данные (на февраль 2003 года) для
исследования
предоставлены к.ф.н. В.П.Санатиным.
Соотношение в
исследовании мужчин и женщин 45% к 55%.
Распределение
населения по знакам зодиака в процентном измерении
аналогично фиксируется и у других
исследователей. Категории
для анализа: вера, полувера, разум, утилит
взгляды,
мистицизм, атеизм.
При Анализе данных, полученных в результате
распределения
населения по знакам зодиака по взглядам на
веру получились
следующие результаты: в знаке зодиака ?овен? по
приоритетности взгляды на веру расположились
в таком
порядке: вера (30.16 %), разум (22.2%),
полувера (15,87 %),
мистицизм (14,29%), атеизм (9,5%), утилит.
вгляды (7,94%).
Разница по вариациям между min и max значениями равна
22,22%
В знаке зодиака ?телец? по приоритетности взгляды
на веру расположились в порядке: атеизм
(22,45%), вера
(20,4%), полувера (18,36%), разум(16,32%),
мистицизм
(12,24%), утилит(10,2%). Разница по вариациям
между min и
max значениями равна . 12,25%В знаке зодиака
?близнецы? по
приоритетности взгляды на веру расположились
в порядке:
мистицизм (34%), утилит. взгляды (28%), разум
(24%),
полувера (14%).
Разница по вариациям между
min и max значениями равна .
20%. В знаке зодиака ?рак? по приоритетности
взгляды на
веру расположились в порядке: полувера
(24,24%), вера
(18,18%),утилит. взгляды (18,18%), атеизм
(18,18%), разум
(15,15%), мистицизм (6,06%). Разница по
вариациям между
min и max значениями равна .18,18%В знаке
зодиака ?лев? по
приоритетности взгляды на веру расположились
в порядке:
мистицизм (26,15%), утилит. взгляды
(20%),вера (20%),
атеизм (16,92%), полувера (10,76%), разум
(6,15%).
Разница по вариациям между min и max значениями равна .20%
В знаке зодиака ?дева? по приоритетности
взгляды на веру
расположились в порядке: мистицизм (33,87%),
разум (17,74
%), утилит. взгляды (14,52%), полувера
(14,52%), атеизм
(9,68%), вера (9,68%). Разница по вариациям между min и
max значениями равна .24,2%
В знаке зодиака ?весы? по приоритетности
взгляды на веру
расположились в порядке: вера (38,77%),
полувера (20,41%),
утилит. взгляды (18,37%), атеизм (13%), разум
(10,2 %).
Разница по вариациям между min и max значениями равна-
28,57% В знаке зодиака ?скорпион? по
приоритетности взгляды
на веру расположились в порядке: разум
(23,2%), мистицизм
(19,64%), атеизм (19,64%), утилит. взгляды
(19,64%),
полувера (17,86%). Разница по вариациям
между min и max
значениями равна 5,34 %.В знаке зодиака
?стрелец? по
приоритетности взгляды на веру расположились
в порядке:
атеизм (28,21%), полувера (23,07 %), утилит.
взгляды
(20,51%), разум (17,95%), мистицизм (10,26%).
Разница по вариациям между min и max значениями равна
17,95 %.
В знаке зодиака ?козерог? по приоритетности
взгляды на веру расположились в порядке:
мистицизм
(30,61%),атеизм (22,45%), утилит.взгляды
(16,33%),полувера
(14,28%), разум (10,2%), вера (6,12%). Разница по
вариациям между min и max значениями равна 24,49%.В знаке
зодиака ?водолей? по приоритетности взгляды
на веру
расположились в порядке: вера (25.49%),
атеизм (21,57%),
разум (15,68%),утилит.взгляды (15,68%),
полувера (13,73%),
мистицизм (7,84%). Разница по вариациям
между min и max
значениями равна 17,65%. В знаке зодиака
?рыбы? по
приоритетности взгляды на веру расположились
в порядке:
атеизм (25,58%),вера (23,26%), разум
(16,28%), утилит.
взгляды (11,63%), мистицизм (4,65%). Разница
по вариациям
между
min и max значениями равна 20,93%.
Разница по вариациям колеблется от 5,34% (скорпион) до
28,57% (весы).Приоритетность по взглядам (по
данным
выборки) удерживают мистики (близнецы, лев,
козерог, лев,
дева)- 37,1%, верующие ( овен, весы, водолей).26,77%,
атеисты(телец, стрелец, рыбы)
.21,6%.Коэффициент вариации
между min и
max значениями по частоте рождений в знаках
зодиака . 50,78%.Такие результаты получаются
, исходя из
распределения населения по знакам зодиака.
Данные по социодинамике общества в таком ракурсе дают
возможность говорить о непосредственном
влиянии природы на
состояние общества в количественном измерении,
и его
типологиях. Таким образом, получается
общество (по взглядам
на веру) состоит из мистически настроенных
людей, атеистов
и верующих. И конечно надо еще учитывать и поколенческий
аспект населения нашего локального
пространства, состоящего
на сегодняшний момент в основном из
родившихся с 46 по 85
года прошлого века.. Из этого следует,
что, при
осуществлении управления социальными
процессами требуется
учитывать эти факторы. Принимая во
внимание, такие
тенденции можно предугадать какие социальные
изменения
произойдут в будущем как по взглядам на
власть, социальные
институты, и какие социальные
процессы будут происходить
в городе Саратове. А также исследования
социодинамики и ее
прогнозирование важны для осуществления социальной
политики как в регионе, так и на федеральном
уровне.