Влияние городской среды на социодинамику

поколений :региональный аспект.

 

Т.В.Беликова

Саратовский Государственный Технический Университет, г. Саратов

 

Роль территориальных общностей очень велика в социальных

процессах. И конечно эта проблематика представляет собой 

большое поле для изучения для самых различных дисциплин. Но

в данном случае  нас интересует одно из социологических 

направлений    влияние природы на социодинамику поколений 

в регионе, в аспекте социальной дифференциации, социального

прогнозирования и социального проектирования.

Одним из факторов, оказывающих влияние на структуру,

состав  населения в данной статье рассматривается 

природный фактор естественной регуляции.  Влияние

космических и другого вида импульсов задействует не только

одного человека ,но и все человечество. Такая

имманентность   как сопровождает, так и оказывает

креативное  воздействие на социум.   А социальные  процессы

исследуются на уровне человек-природа- общество.

Исследования о воздействии космоса на наземные

явления  и социальные процессы, существовали со времен

Платона и Аристотеля, Пифагора. К этой теме обращался и

Ницше.  Отечественные мыслители,  приверженцы и

последователи этой идеи были Герцен А.И, Гумилев Л.Н,

Вернадский В.И., Луначарский А.В., Соловьев В.С,

Циолковский К.Э.,  Чижевский А.Л. Они  разрабатывали

своеобразные подходы к изучению социокосмических явлений.

влияния на ландшафт и на человечество, а через  них  на

создание городской среды. Человек является воссоздателем

идей социума ,в том числе и в изменении городской среды. А

соответственно городская  среда влияет на состояние

сообщества.П.А. Сорокин говорил о воздействии космоса на

социум, как об одном из условий возникновения, сохранения и

исчезновения коллективных единств. И считал, что "все

условия, вызывающие или благоприятствующие установлению

проводников взаимодействия, могут быть факторами

возникновения коллективного единства". 

Л.Н. Гумилев тоже придерживался подобного мнения. По мнению

Льва Николаевича: ?Влияние ближнего космоса на наземные

явления не парадокс, а скорее трюизм. По теории Л.Н.

Гумилева пассионарность имеет энергетическую структуру, а

психика лишь трансформирует импульсы, стимулирующие

активность. Чижевский  говорил об периодичности изменений

в  11 лет . Такой подход может хотя бы частично восполнить

еще не изученные разделы функционирования человека и

общества. Постараемся проследить, есть ли объективные

предпосылки к этому в контексте социальной регуляции.

Исследование проводилось  на основе    статистических

данных  случайной  выборки  по 850 человек, распределение 

оказалось неравномерным: на одну женщину  приходится 0,8

мужчин, соответственно на одного мужчину  1,25 женщин.

Данные взяты на 2002 год. Регион исследования . Саратов.

При обработке данных по демографической статистики 

по рождениям (случайная выборка 850 человек) выявились

следующие закономерности, что динамика распределения

частоты рождений мужчин и женщин   имеет форму

колебательного процесса. Данные взяты на 2002 год. Регион

исследования . Саратов.

При анализе ?Распределение населения по годам рождения (850

чел) (случайная выборка) получились  следующие результаты:

max  рождений  как мужчин, так и  женщин пришелся  на 76-80

года прошлого века, данные же приходящиеся с 31 по 45 года

синхронны что у мужчин, что у женщин. Из нашей случайной

выборки max рождений мужчин приходится на 76-80, max

рождений женщин на 46-50 годы. Явно прослеживается снижение

рождаемости с 86 года к концу века.

Анализируя распределения населения по годам рождения (850

чел)  с интервалом в 11 лет , можно сказать что, max

приходится на 54-77 годы ,  за счет увеличения рождаемости 

в этот период как мужчин так и женщин, по сравнению с

предыдущими годами. Последующие десятилетия  (где-то после

90 года) характеризуются резким  уменьшением социума, так

что новорожденных меньше чем родившихся в 31-35 года.

Состояние местного сообщества  также отражают и его

взгляды, хотя конечно для полноты картины интересно

проанализировать как тенденции, так и немногочисленые

полярные мировоззрения населения. Из этого основного

положения можно выстроить структурный портрет  социума на

данный  момент как по взглядам на власть, и вообще выявить

социальную стратификацию  локального пространства

г.Саратова.. В данном случае мы рассмотрим духовную

организацию общества по отношению к религии. Основные

данные (на февраль 2003 года) для исследования

предоставлены к.ф.н. В.П.Санатиным. Соотношение в

исследовании мужчин и женщин 45% к 55%. Распределение 

населения по знакам зодиака в  процентном измерении

аналогично фиксируется и у других исследователей. Категории

для анализа: вера, полувера, разум, утилит взгляды, 

мистицизм, атеизм.

При Анализе данных, полученных в результате распределения

населения по знакам зодиака по взглядам на веру  получились

следующие результаты:  в знаке зодиака ?овен? по

приоритетности взгляды на веру расположились в таком

порядке: вера (30.16 %), разум (22.2%), полувера (15,87 %),

мистицизм (14,29%), атеизм (9,5%), утилит. вгляды  (7,94%).

Разница по вариациям между  min и max значениями равна 

22,22%  В знаке зодиака ?телец? по приоритетности взгляды

на веру расположились в порядке: атеизм (22,45%), вера

(20,4%), полувера (18,36%), разум(16,32%), мистицизм

(12,24%), утилит(10,2%). Разница по вариациям между  min и

max значениями равна . 12,25%В знаке зодиака ?близнецы? по

приоритетности взгляды на веру расположились в порядке:

мистицизм (34%), утилит. взгляды (28%), разум (24%),

полувера (14%).

 Разница по вариациям между  min и max значениями равна .

20%. В знаке зодиака ?рак? по приоритетности взгляды на

веру расположились в порядке: полувера (24,24%), вера

(18,18%),утилит. взгляды (18,18%), атеизм (18,18%), разум

(15,15%), мистицизм (6,06%). Разница по вариациям между 

min и max значениями равна .18,18%В знаке зодиака ?лев? по

приоритетности взгляды на веру расположились в порядке:

мистицизм (26,15%), утилит. взгляды (20%),вера (20%),

атеизм (16,92%), полувера (10,76%), разум (6,15%).  

Разница по вариациям между  min и max значениями равна .20%

В знаке зодиака ?дева? по приоритетности взгляды на веру

расположились в порядке: мистицизм (33,87%), разум (17,74

%), утилит. взгляды (14,52%), полувера (14,52%), атеизм

(9,68%), вера (9,68%).  Разница по вариациям между  min и

max значениями равна .24,2%

В знаке зодиака ?весы? по приоритетности взгляды на веру

расположились в порядке: вера (38,77%), полувера (20,41%),

утилит. взгляды (18,37%), атеизм (13%), разум (10,2 %).

Разница по вариациям между  min и max значениями равна-

28,57% В знаке зодиака ?скорпион? по приоритетности взгляды

на веру расположились в порядке: разум (23,2%), мистицизм

(19,64%), атеизм (19,64%), утилит. взгляды (19,64%),

полувера (17,86%). Разница по вариациям между  min и max

значениями равна 5,34 %.В знаке зодиака ?стрелец? по

приоритетности взгляды на веру расположились в порядке:

атеизм (28,21%), полувера (23,07 %), утилит. взгляды

(20,51%), разум (17,95%), мистицизм (10,26%).

Разница по вариациям между  min и max значениями равна

17,95 %.  В знаке зодиака ?козерог? по приоритетности

взгляды на веру расположились в порядке: мистицизм

(30,61%),атеизм (22,45%), утилит.взгляды (16,33%),полувера

(14,28%), разум (10,2%), вера (6,12%).  Разница по

вариациям между  min и max значениями равна 24,49%.В знаке

зодиака ?водолей? по приоритетности взгляды на веру

расположились в порядке: вера (25.49%), атеизм (21,57%),

разум (15,68%),утилит.взгляды (15,68%), полувера (13,73%),

мистицизм (7,84%). Разница по вариациям между  min и max

значениями равна 17,65%. В знаке зодиака ?рыбы? по

приоритетности взгляды на веру расположились в порядке:

атеизм (25,58%),вера (23,26%), разум (16,28%), утилит.

взгляды (11,63%), мистицизм (4,65%). Разница по вариациям

между  min и max значениями равна 20,93%.

    

 

    Разница по вариациям колеблется от 5,34% (скорпион) до

28,57% (весы).Приоритетность по взглядам (по данным

выборки) удерживают мистики (близнецы, лев, козерог, лев,

дева)- 37,1%, верующие  ( овен, весы, водолей).26,77%,

атеисты(телец, стрелец, рыбы) .21,6%.Коэффициент вариации

между min и  max значениями по частоте рождений в знаках

зодиака . 50,78%.Такие результаты получаются , исходя из

распределения населения по знакам зодиака.

Данные по социодинамике общества в таком ракурсе  дают

возможность говорить о непосредственном влиянии природы на

состояние общества в количественном  измерении,  и его

типологиях. Таким образом, получается общество (по взглядам

на веру) состоит из мистически настроенных людей, атеистов

и верующих. И конечно надо еще  учитывать и поколенческий

аспект населения нашего локального пространства, состоящего

на сегодняшний момент в основном из родившихся с 46 по 85

года прошлого века.. Из этого следует, что,  при

осуществлении управления социальными процессами  требуется

учитывать эти  факторы.  Принимая во внимание, такие

тенденции можно предугадать какие социальные изменения

произойдут в будущем как по взглядам на власть, социальные

институты, и   какие  социальные процессы будут происходить

в городе Саратове. А также исследования социодинамики и ее

прогнозирование  важны для осуществления социальной

политики как в регионе, так и на федеральном уровне.