Городская среда Саратова: культурологический  анализ

 

Е.Н. Богатырева

Саратовский государственный университет

 

Планировка, историческое своеобразие, собственное лицо российских городов сегодня продолжает оставаться серьезной культурной проблемой. На качество жизни горожан, несомненно,  влияет архитектура, визуальная информация, озеленение. Вопрос об эстетических аспектах городской среды обычно сводится к дилемме: что сделать для того, чтобы постоянно поддерживать однажды сложившийся „исторический образ” или как в погоне за функциональным удобством разрушить одни городские интерьеры и создать на их месте другие. Городская среда формируется исторически. В этом процессе принимают участие и профессионалы-градостроители, и заказчики их продукции, и жители. Любой проект, связанный либо с новым строительством, либо с реставрацией, сколь бы привлекательным он ни казался в описаниях и макетах, может трансформироваться в ходе реализации и стать элементом культуры, не вызывающим никакого интереса у горожан, если он не воспринимается как часть жизненной среды. Такое явление не редкость. Порой оно обусловлено небрежностью архитекторов, особенно у тех, кто идет на поводу у строительной индустрии. Поэтому необходимо чтобы, специалисты, имеющие профессиональную художественную подготовку, обладающие опытом целенаправленной работы с пространством, могли использовать свои навыки и в эстетическом осмыслении городской среды, применить свои навыки на практике. Для градостроителей и архитекторов сегодня вполне привычными стали понятия „городская среда”, „сельская среда”, „пространственная среда поселения” и т.п.

В последнее время в обществоведческой литературе все чаще встречается словосочетание „культурная среда”. Смысл этих слов как будто бы ясен и не требует дополнительных пояснений. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Прежде всего, по-разному определяется предметное содержание среды. Одни включают в него все природные и культурные объекты, которые окружают человека в мире его обитания. Другие считают средой лишь то, что освоено и активно используется человеком. Неодинаковы и пространственные представления о среде. Чаще всего понятие среды отождествляется со всей территорией поселения. Но есть мнение, что среда – это ограниченное пространство, выделенное по некоторым функциональным признакам. Различаются и представления о структуре среды. Часть исследователей видят эту структуру глазами градостроителей, т.е. в крупных единицах микрорайонов, кварталов и т.п. Другим же ближе видение жителя, воспринимающего поселение изнутри, а не с точки зрения архитектурных планов и макетов. То есть, люди имеют в виду либо рационализованный и обобщенный образ поселения в целом, либо образ пространства, доступный непосредственному восприятию и своеобразному контролю со стороны жителей. Первое представление можно определить как окружение, тогда как за вторым оставить понятие „среда”. Иными словами, средой далее будет называться освоенная людьми специально выделенная и организованная часть пространства поселения с активным использованием входящих в нее объектов.

Выделенность различных частей города определяется их функциональным назначением и архитектурной организацией пространства. Это могут быть промышленные зоны с соответствующими постройками и службами; транспортные магистрали, размеры которых функционально обусловлены насыщенностью средствами передвижения; улицы исторического центра города со сложившейся совокупностью жилых строений и разного рода учреждений; новые жилые микрорайоны с их особой пространственной структурой и т.п. Таков градостроительный аспект поселения. Но согласно принятому здесь определению это еще нельзя назвать средой. О ней можно говорить лишь тогда, когда та или иная часть города осмысливается с точки зрения культуры, т.е. содержания происходящих здесь взаимодействий людей, способов использования ими входящих сюда элементов, значений и смыслов, приписываемых ей людьми. Иными словами, с точки зрения ее освоенности и организации, как определенной культурной целостности. При такой организации эстетическим факторам принадлежит особая роль. Свойство эстетизировать жизненную среду присуще всем людям. Однако в культуре давно уже выделены виды деятельности, специально предназначенные для этого. Это деятельность архитекторов, скульпторов, мастеров паркового искусства, ныне к ним добавились дизайнеры городской среды. Подобные специалисты, работая по социальным заказам, влияют на удобство и внешний облик различных частей города, по мере того, как их проекты, замыслы воплощаются в реальность. Совершенно очевидно, что от их эстетических концепций во многом зависит качество городской среды.

Эстетика Саратова претерпела значительные модификации в период первоначального расширения индустриального строительства 60 – 70-х годов. Характерное для этого времени типовое проектирование вытеснило архитектуру как искусство и трансформировало ее в сугубо технологическую деятельность. Значительные городские территории застраивались не просто типовыми зданиями, но типовыми микрорайонами. Одинаковые, жестко распланированные, они проникали в исторически сложившиеся части города, разрушая их привычный образ и историческую планировку. Конечно, ни о каком эстетическом соотношении старых кварталов и новостроек речь не шла. Достаточно обратиться к застройке берега Волги, кварталов от Набережной до центра, чтобы увидеть, как ныне нарушен – и не складывается – визуальный обобщенный образ этой части Саратова.

Разумеется, в названный период решалась – и во многом уже разрешена – существенная социальная проблема: обеспечить горожан относительно комфортабельным жильем. В то же время стало очевидным, что использование ограниченных культурных средств – только технологических безотносительно к эстетическим – заметно ухудшает качество городской среды. Новостройки отличаются визуальной монотонностью и одинаковостью, упрощенностью пространственной организации. В исторических кварталах внеэстетические принципы строительства породили хаотичность застройки, разрушение сложившихся архитектурных образов.

Сейчас, в условиях приватизации городской земли и недвижимости, ситуация может улучшиться, и есть основания ожидать определенных положительных сдвигов в эстетическом качестве жизненной среды. В каком же направлении оправдано и целесообразно менять это качество? Разумеется, подходов к решению такого рода задачи может быть множество. Например, для индустриально ориентированных градостроителей самым важным будет обеспечение условий для удобного передвижения строительных машин, транспорта, максимальной дешевизны сооружений в городе. Для архитектора любителя старины, важно, реконструируя исторический облик города, постараться стилизовать свой проект под какой-нибудь из стилей минувшего. Сторонник средового подхода будет делать акцент на соединении образной выразительности городской среды современной архитектуры с тем, что осталось от прошлого. Что касается частных заказчиков, то они, как правило, задумываются об эстетическом качестве своей собственности с точки зрения ее репрезентативности. Квартиросъемщиков интересует прежде всего функциональное удобство окружения – доступность бытовых служб, детских учреждений, транспортных средств. Во всех перечисленных случаях следует помнить о некоторых общих принципах организации культурной среды города: функциональном, эстетическом и экологическом.

При изменении отношения к жизненной среде, расширении участия частных предпринимателей, собственников жилья, городской общественности в ее благоустройстве возможны и более дорогие экономически, эстетически важные решения. Например, можно вернуться к узорчатым решеткам при устройстве новых бульваров и скверов, кованым литым кронштейнам, поддерживающим козырьки над входами в дома. В принципе технологически разработан относительно недорогой способ облицовки природным камнем бетонных поверхностей. Есть и другие способы внести многообразие в облик новостроек. Но это возможно лишь в случае прямого контакта архитекторов, дизайнеров с заказчиками, с одной стороны, и изменения системы финансирования в градостроительстве – с другой. Сейчас такая возможность активно обсуждается на государственном уровне, но пока практически реализуется лишь в минимальной степени.

При переосмыслении городского пространства важно выделять и эстетически подчеркивать функциональные зоны, которые закрепляют устойчивый образ города, являются значимым фактором его внутреннего упорядочения. Образцы такого выделения хорошо известны. Это городские площади, административные, деловые, культурные центры. Многие из них сложились исторически и продолжают сохраняться в качестве особых городских сред. Например, в Саратове ул. Максима Горького – это старый деловой центр с его совершенно специфичной официального стиля архитектурой. Или же Театральная площадь, хотя это всего лишь остатки такой функционально выделенной зоны. Ее границы довольно размыты, она утратила четкую форму, и это большая потеря для облика города.

По-разному следует подходить к формированию культурной среды исторических центров города и кварталов-новостроек. Исторические центры характеризуются архитектурным многообразием построек, особой конфигурацией планировки. Обычно имеющиеся здесь здания принадлежат к различным эпохам и потому отличаются друг от друга габаритами, архитектурными стилями. Тем не менее, такие части города воспринимаются как целостности, где архитектурное многообразие не производит впечатления эклектики из-за привычности пространственной объединенности разностильных зданий. Историческая планировка тоже воспринимается как нечто естественное и исходно заданное. Она не вызывает раздражения у людей, живущих в старых кварталах, несмотря на свою сложность. Если с этой точки зрения рассматривать исторические центры городов как жизненные среды, следует подчеркнуть необходимость сохранить многообразие в их облике. Культурная ценность такого сохранения очевидна. Прежде всего, здесь пространство соразмерно человеку и пластике его движений. Далее, сколь бы привычным ни был облик исторического центра, разнообразие его составляющих предотвращает возникновение ощущения визуальной монотонности. Наконец, в структуре города такие центры выступают как своего рода эталоны при оценке других его частей. Иными словами, для жителей города исторический центр в первую очередь определяет его культурный образ, становится символом исторической преемственности поколений городских жителей, знаком самобытности города, эталоном, с которым соотносят другие части городского пространства. Поэтому важно при реконструкции этих частей городской среды стараться не нарушить сложившегося ансамбля. Может быть, не стоит сносить старые здания, а реставрировать и модернизировать их. Опыт возведения новых зданий "под старину" в Саратове есть, например, на улице Мичурина, но не всегда этот опыт удачен.

Обратимся еще к одному аспекту городской среды – ее художественному оформлению. Речь идет о плакатах, лозунгах, информационных щитах, афишах, витринах, рекламе, праздничном украшении города. Сегодня вряд ли найдутся люди, которые станут спорить, что состояние этого слоя визуальной культуры катастрофично плохо. Эстетическое безобразие стало обыденной нормой, составляющей частью городской культуры.

Театральные и киноафиши. Их исполнение чаще всего примитивно и непрофессионально. Вспомним афиши в Саратове начала века. Приличная полиграфия, художественное исполнение, информативность. Казалось бы, сейчас качество должно быть выше по техническому уровню, чем почти век назад, но, к сожалению, это не так. Афиши выполнены в одном, от силы двух цветах. Из них полностью ушла профессиональная художественная графика. Театральные спектакли, филармонические или эстрадные концерты, кинофильмы, спортивные состязания – обо всех этих различных по содержанию событиях сообщают стандартного размера листы посредственной бумаги, одинаковые по цвету, со стандартным шрифтом, во многих случаях с единообразным макетом подачи информации. Нет никакого намека на попытку художественными средствами, как-то разнообразить эту продукцию массовой культуры, сделать ее элементом декора среды. Афиши стали сегодня унылым атрибутом города, который хочется не замечать, тем более что их информационная нагрузка непропорционально мала по сравнению с их размерами.

Витрины. Их функциональное назначение – представлять и рекламировать имеющиеся в продаже товары – давно забыто. В результате сегодня они заполняются чем-нибудь, что становится знаком, отличающим продовольственный магазин от обувного, а хозяйственный от галантерейного. Содержание витринного дизайна – это абстракции обыденной культуры в самом ярко выраженном виде: манекены с вневременной внешностью вне всякого человеческого пространства драпируются в нечто, не имеющее аналогов в продаже и неопределенное с точки зрения назначения. Особенно удручает "парад витрин" и вывесок на проспекте Кирова, где горожане не только делают покупки, но и любят прогуляться. А ведь эта часть города является визитной карточкой Саратова.

Наконец, несколько слов – о так называемом праздничном убранстве города. В этом случае все черты массовой визуальной культуры, о которых говорилось выше, гипертрофируются. Город увешивается дополнительными лозунгами и плакатами, которые помещаются и в витрины. Появляются неумелые композиции из неоновых трубок, изображающие уродливые звезды, цветы и т.п. Они, конечно, создают по вечерам добавочное освещение, но не радуют глаз ни вечером, ни днем. В праздничные дни яркие флажки и плакаты печально контрастируют с горами неубранного мусора, разбитыми тротуарами.

Решить проблему художественного оформления города и легко, и трудно. Легко потому, что в городе есть превосходные художники. В живописи, например, облик города, его интерьеры, люди в городской среде – это эстетически давно решенная проблема. В работах дизайнеров городская среда также является объектом интенсивного художественного осмысления. Уже найденные образцы вполне переносимы на массовую культуру, что порой и реализуется. Но, оказывается, что кроме художников никто – ни городские власти, ни владельцы земли и недвижимости, ни общественность – не заинтересованы в эстетизации своей жизненной среды. Привычка визуальной нищеты города, инерция пренебрежения к своему непосредственному окружению при принятии конкретных муниципальных решений, отсутствие квалифицированных исполнителей, отвечающих за внешний облик города – таковы культурные стереотипы, полностью блокирующие возможность поднять уровень культурной среды. И пока всеобщее равнодушие не поколеблется, эстетическое убожество будет процветать.