ПАЛОМНИЧЕСТВО В ХВАЛЫНСК-

"ДОМ-КОВЧЕГ" К.С.ПЕТРОВА-ЕОДКИНА

В.И. Бородина

Филиал СГХМ им. А.Н.Радищева Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Еодкина г.Хвалынск

У церковных людей есть такое понятие-"намоленное место". Музейные люди знают, о чём это сказано. Сосредоточенные даром посещения миллионы людей придал^) Ясной Поляне или Спасскому-Лутовинову статус сакральных точек России. Над ними словно постоянный ангельский пост. Такой сакральной точкой является Хвалынск и его окрестности. Этот статус ему придали в 1830-е годы монахи-старообрядцы, основавшие в этих местах скиты, а позже-монастыри, спасая древнюю веру и строя монастырь прежде всего в душе,как призывал Иоанн Златоуст. Пути до­стижения зтого они видели в приоритете духовной жизни над плотской, в постоянном самосовершенствовании на основе неизменных догматов и обрядов соборной церкви. Отсюда идёт одно из направлений в русской мысли и культуре, которое называют нравственно-эстетическим течением- в противовес рационалистическому.

Монахи неслучайно выбрали эти места, которые издревле обживались человеком. Именно здесь были обнаружены останки человека древнекаменного века и энеолитический могильник четвёртого тысячелетия до н.э., а в У11 в. до н.э. угро-финскими племенами на хвалынских горах были сооружены около двадцати городищ с мощной системой укреплений, сдерживающих натиск скифо-савроматской Степи. Хвалынск - это замкнутый, самодостаточный мир, живущий уединенно на самой границе Нижней и Средней Волги между Самарой и Саратовом на северной окраине Саратовской области.Но это не та окраина, где конец, а та, где начало. "Поскольку цивилизации конечны, в жизни каждой из них наступает момент, когда центр больше не держит... Скрепляющую работу в подоб­ные эпохи выполняют провинциалы, люди окраин. Вопреки распространенному мнению, мир не кончается на окраине. Как раз там он раскрывается ",_ читаем у И.Бродского. Хвалынск окружён самыми высокими в Поволжской возвышенности горами, сложенными из меловых пород, которые когда-то задержали ледники, образовав коридор, по которому мигрировал древний человек вслед за мамонтами и другими вымершими животными .

Это город-чаша   природа которого сама по себе являет некий целостный космос-замкнутый и сферически завершённый. Пребывание в таких сфероидных пространствах не проходит бесследно. Помните "Сталкера" А.Тарковского? Там есть Зона, которая перерождает людей, заставляет их задуматься о душе. Это фильм о том, как человек встает на путь ведущий к центру души, в глубины человеческой сущности. Хвалынск в каком-то смысле такая Зона для многих духовных искателей, которые в течение многих лет приезжают сюда. Это "странноприимный дом"-маленькая модель Вселенной. ЭТОТ естественный круг, созданный природой, оказывает воздействие-"заколдовывает". Юнг писал: "В нём /круге/ сокрыта древняя магическая сила, так как изначально он происходит от "заповедного круга", от "заколдованного круга", магия которых сохранилась в бесчисленных народных обычаях. Этот образ имеет явную цель-провести магическую борозду вокруг центра-сокровенных глубин личности, чтобы восприпятствовать "излиянию"... в сторону внешнего мира...

1.  И.Бродский. Шум прибоя.  С.-Пб, 1997г. с.18.

 

 

 

 

Психологически это круговращение соответствует "Хождению по кругу вокруг самого себя"... Это не что иное как самопознание".! Так движение во вне, в природу оказывается движением к самому себе, начинается "трансмутация" личности. Может быть те, кто искал внутренней опоры, неслучайно выбрал эти места для строительства монастырей?

Но дорогу в Зону знает Сталкер /проводник/, который сам стал микрокосмом. Таким Сталкером Хвалынска является К.С.Петров-Водкин-"гений места". Именно Хвалынску он обязан своим целостным мироощущением, именно здесь он увидел землю, как планету: "Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причём шара полого, с обратной вогнутостью,- я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертыиарием небесного свода.Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом "затоновском холме"2 Позже эти ощущения оформятся в планетарную, "сферическую" перспективу. Люди, одарённые интуицией, едут сюда "всколыхивать космос... внутри себя",3 "органически перестраиваться", едут не за впечатлениями, а за переживаниями. Это не туризм, это паломничество. Отсюда название, которое дали Хвалынску художники многие годы приезжаю­щие сюда из разных уголков России - "Русская Мекка". Не случайно в окрестностях города создан национальный парк - это экологическая версия "священных рощ". Роль его сводится к организации и охране незагрязнённого проводами и дымовыми трубами оптического пространства, которое окружает человека со всех сторон. Здесь осуществляется тождество окружающей нас природы с той природой/ что мы носим в себе, это резонанс внешнего с внутренним.

За сто лет кино вместе с другими порожденными им электронными искусствами изменило не только геометрию и оптику нашего мира, но метафизическую и метафорическую ориентацию человека в нём. Под всевидящим оком камеры мир вновь обрёл глубину и объём, он вернул себе трёхмерность. Привыкнув к тому, что предмет можно обозреть со всех сторон, мы потеряли жёстко фиксированную точку зрения, к которой приучила нас итальянская перспектива, теперь мы всегда знаем, что происходит у нас за спиной. Мир вновь стал таким, каким был раньше: он не впереди - он вокруг нас. Вселенная изменила свою конфигура­цию - из царства линейной перспективы, мы попали в сферу. Именно этот фвкт и вызвал к новой жизни  творчество К.С. Петрова-Водкина . То, к чему мы подходим только в последнее время, для него было ес­тественным в начале XX века. "Сегодня стал очевидной неизбежностью "тектонический" сдвиг, вызывающий смену парадигм, а значит наборов ценностей, типов сознания, мировозренческих стратегий и метафизичес­ких установок,"4 -пишет А.Генис. На смену научной парадигме приходит органическая, меняются не художественные стили,а типы культур, не костюмы, а ментальность. "Новую парадигму, - пишет А.Генис отличает от старой ряд критериев: мир - это не собранное из отдельных элементов - кубиков сооружение, а единое целое; Вселенная состоит не из вещей, а из процессов; объективное познание невозможно, ибо нельзя исключить наблюдающего из процесса наблюдения; во Вселенной нет ничего фундаментального и второстепенного, мир - это паутина взаимозависимых и равно важных процессов, поэтому познание идёт не от частного к целому, а от целого к частному".5

1.     1 К.Юнг.О психологии восточных религий и философий.М.,1994,с!77-178

2. 2 К.С.Петров/Водкин.Хлыновск.Пространство Эвклида.Самаркандия. Л.,1970, с 265.

3. 3 К.С.Петров-Водкин.Хлыновск.Пространство Эвклида.Самаркандия. Л.,1970,с430.

4.     4 А.Генис. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени.М.,1997,с97.

5.     5 А.Генис. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени.М.,1997,cl56

 

 

 

 

 

 

К.С. Петров-Водкин утверждал ещё в 1920-е годы, что "идущая культура на смену античной есть культура планетарно-органическая",1 он писал: "Органическая культура - дорогая и драгоценная моя мечта".2

Когда человек начинал познавать мир, может быть наивно, но он видел его в целом, так и теперь, разъяв его почти до смерти, он снова приходит к идее цельного мира. Этому чувству целого можно научиться: найти в себе, узнавая себя в другом, например, в К.С. Петрове-Водкине, к этому целому можно прикоснуться физически в Хвалынске -"мире - ковчеге", где встречаются начала и концы мировой истории; с одной стороны-патриархальный быт, где история ещё не начиналась, где время-колесо, а пространство - шар, где "мысли людей всегда приспособлены к порядку жизни: посев, разлив, урожай, жнитво",3 "вечно в коле­се труда",4 а с другой - колыбель новой органической парадигмы, кото­рая вырастает из старого, причём очень старого, архаического.

То что первыми "паломниками" Хвалынска были художники - закономерно. Смена вех - это смена реальностей. Реальность есть плод манипуляций над пространством и временем. Модели времени и пространства открывает, разрабатывает, наконец, изобретает духовная культура. Сегодня эту привилегию практически узурпирует искусство. Дух науки, разъявший мир на частности сменился духом искусства, ищущего целого, физика пытается"подружиться" с метафизикой. Рели в научной парадигме искусство было инструментом познания реальности, то теперь "искусство - вид магии, это механизм, вырабатывающий реальность, - все мы живём в придуманном им мире".5 Художников, изначально одарённых интуицией, влекла в Хвалынск возможность прикоснуться к целому, встретиться с самими собой в городе с вертикальным измерением, где параллельные прямые пересекаются в бесконечности космоса. Чтобы что-то дать, нужно это иметь. Художники, приезжающие в Хвалынск уже 15 лет из разных уголков России, говорят об искусстве, как о духовном пути, о своём стремлении "посредством искусства помочь возвращению души к её Божественному первоначалу",о сакральном в искусстве: "Искусство-это образ жизни, где вектор важнее, чем результат. Это вектор усилий...  Хочется проследить зарождение абстрактной формы в реальном пейзаже, не пропустить начальный, нечаянный знак Присутствия того, что будет и останется Загадкой, что не требует Разгадки, а требует Пути",-' пишет Б.Морковин-один из "очарованных хвалынских странников1.1 Важно не то, чего они достигнут, важно встать на путь достижения.

Принцип новой органической парадигмы, поиски которой и приводят в Хвалынск - приоритет процесса над результатом. "Искатели" воспринимают мир состоящим не из вещей, а из процессов, из огромного количества связей, поэтому так часто звучит в их речах слово "путь", характеризующее движение.

 

1         К. С. Петров-Водкин. Письма . Статьи . Воспоминания . Документы. M.V, с 2 98 .

2         Е.К. Петрова-Еодкина.Прикосновение к душе."Волга", 1987,№11,с.174.

1.      3   К.С. Петров-Водкин.Хлыновск.Пространство Эвклида.Самаркандия.   Л., 1970, с.237.

3         Там же, с. 60.

4         А.Генис. с.124.

5         В.Мошников. Хвалынская памятка. Саратов. 1999 г.

6         В.Морковин. Мир в брызгах света. Саратов. 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

На пересечении художников и людей, обращенных внутрь, с местом рождения К.С. Петрова-Водкина возникает некая новая реальность. Она исподволь собирает вокруг себя людей, стягивает к себе их душевные силы, побуждает к духовной работе. Здесь учатся жить с К.С.Петровым-Водкиным. Научиться жить с ним - значит осознать, как осознал он,что человек - Великий космос, открывая на дне своей души душу всего человечества. Феномен К.С. Петрова-Водкина состоит в самоосуществлении. Всю жизнь он создавал одно гигантское полотно, форма и содержание которого-он сам. Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водки­на в Хвалынске пытается быть центром, этого очерченного природой круга. Для кого-то он может стать началом пути. Музей - ядро. С одной стороны магнит, притягивающий к себе, а с другой - мощный излучатель-"прожектор, освещающий К.С. Петрова-Водкина с другой стороны"-! со стороны изменения его сознания, его движения к целостности. Создать атмосферу пространственную, самодостаточную и оказывающую влияние на окружающее, расширяющееся пространство, не скованное границами забора вокруг музея, а распахнутое, в котором все вовлечённые в это пространство люди будут ощущать себя чрезвычайно уютно, душевно и духовно раскованно и счастливо от этого - это тот идеал, к которому музей стремится. Музей, пока едут сюда художники, духовные искатели,-это не "кладбище культуры", это место, где встречаются и обмениваются творчество и восприятие, а не только господствует одно восприятие.

"Нам нужно, чтобы не только мы делали работу, но и работа "делала" нас, чтобы не только мы изменяли колорит холстов, но и холсты меняли нас! Нам нужно, чтобы не только мы чистили хвалынскую картошку, но и картошка "очищала" нас, чтобы не только мы кружили в лесах, но и леса кружились в нас, чтобы не только мы вспоминали холмы, но и холмы вспоминали нас, не только мы запомнили Жизнь, но Жизнь запомнила нас",2_ пишет В. Морковин. Здесь, в Хвалынске, идет напряженный поиск фактуры холста, цветовой гаммы, композиции, но это поиск не "формальный", а обусловленный задачей более точного претворения внутренних состояний. Их картины - карты внутренних пространств, внутренних состояний, находящихся в резонансе с внешним миром.

Пришло время, когда смыслы уже не прокламируются свыше. Смыслы приходится добывать самим, расширяя сознание и совершая революцию в умах. Вот это смысловое поле жизни и ищут эти самих себя, поиск Бога внутри. "Возвращение тайны вновь придает нашей светской цивилизации религиозное измерение. Ведь тайна - имя Бога. Рецепт пост-индустри-ального искусства-сплав явного с тайным. Речь идет, конечно, о "мистической" тайне, а не "детективной" загадке... Искусство - Это уравнение с иксом, значение которого известно, но не нам,"-3 пишет А.Генис. Такое искусство "может органически перестроить человекам и тогда живопись становится мостом между сознанием и чистым пространственным восприятием и человек становится птицей, которая всюду дома. "Ветер странствий гонит вперед, манит и манит в искрящуюся светом даль.Прикосновение света, как прикосновение Бога, желанно.Свет холста, свет из холста. Свет картины, свет из картины. Свет Хвалынска, свет из Хвалынска... Мир в брызгах света... Именно неожиданное присутствие света в затененных уголках города,его присутствие везде-в траве,на ут­ренних потолках, в подвалах, на чердаках, во тьме лесов, на облаках, на лицах друзей, в красках-заставляет верить, что он проникает и ещё глубже".5

 

1.      1 Слова П.И.Басманова-/1906-1993гг./ художника,духовного наставника саратовских художников П.Маскаева и В.Мошникова.

2.      2 В.Морковин.Мир в брызгах света. Саратов. 2001 г.

3.      3 А.Генис.Вавилонская башня.Искусство настоящего времени.М.,1997,c^Ui

4.      4 к.С.Петров-Водкин.Хлыновск.Пространство Эвклида.Самаркандия.Л.,197 о

5.      5 В.МОРКОВИН. Мир в брызгах света. Саратов. 2001.