ПАЛОМНИЧЕСТВО В ХВАЛЫНСК-
"ДОМ-КОВЧЕГ" К.С.ПЕТРОВА-ЕОДКИНА
В.И. Бородина
Филиал СГХМ им.
А.Н.Радищева Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Еодкина г.Хвалынск
У церковных людей есть
такое понятие-"намоленное место".
Музейные люди знают, о чём это сказано.
Сосредоточенные даром посещения миллионы людей придал^) Ясной Поляне или
Спасскому-Лутовинову статус сакральных
точек России. Над ними словно постоянный ангельский пост. Такой сакральной точкой
является Хвалынск и его окрестности. Этот статус ему придали в 1830-е годы
монахи-старообрядцы, основавшие в этих
местах скиты, а позже-монастыри, спасая древнюю веру и строя монастырь прежде всего в душе,как призывал
Иоанн Златоуст. Пути достижения зтого они видели в приоритете духовной
жизни над плотской, в постоянном самосовершенствовании на основе
неизменных догматов и обрядов
соборной церкви. Отсюда идёт одно из направлений в русской мысли и культуре,
которое называют нравственно-эстетическим течением-
в противовес рационалистическому.
Монахи неслучайно выбрали эти места, которые
издревле обживались человеком. Именно здесь были обнаружены
останки человека древнекаменного века и энеолитический могильник четвёртого
тысячелетия до н.э., а в У11 в. до н.э. угро-финскими племенами на
хвалынских горах были сооружены около
двадцати городищ с мощной системой укреплений, сдерживающих натиск скифо-савроматской Степи. Хвалынск - это замкнутый, самодостаточный мир, живущий
уединенно на самой границе Нижней и
Средней Волги между Самарой и Саратовом на северной окраине Саратовской области.Но это не та окраина, где
конец, а та, где начало.
"Поскольку цивилизации конечны, в жизни каждой из них наступает момент, когда центр больше не держит... Скрепляющую работу в подобные
эпохи выполняют провинциалы, люди окраин. Вопреки распространенному мнению, мир не кончается на окраине. Как
раз там он раскрывается ",_
читаем у И.Бродского. Хвалынск окружён самыми высокими в Поволжской возвышенности горами, сложенными
из меловых пород, которые
когда-то задержали ледники, образовав коридор, по которому мигрировал древний
человек вслед за мамонтами и другими вымершими животными .
Это
город-чаша природа которого сама по
себе являет некий целостный космос-замкнутый и сферически завершённый.
Пребывание в таких сфероидных
пространствах не проходит бесследно. Помните "Сталкера" А.Тарковского?
Там есть Зона, которая перерождает
людей, заставляет их задуматься о
душе. Это фильм о том, как человек встает на путь ведущий к центру души, в глубины человеческой
сущности. Хвалынск в каком-то смысле
такая Зона для многих духовных искателей,
которые в течение многих лет приезжают сюда. Это "странноприимный дом"-маленькая модель Вселенной. ЭТОТ естественный круг, созданный природой, оказывает воздействие-"заколдовывает".
Юнг писал: "В нём /круге/ сокрыта древняя магическая сила, так
как изначально он происходит от "заповедного
круга", от "заколдованного круга", магия которых сохранилась в
бесчисленных народных обычаях. Этот образ имеет явную цель-провести магическую
борозду вокруг центра-сокровенных глубин личности, чтобы восприпятствовать "излиянию"... в сторону внешнего мира...
1. И.Бродский. Шум прибоя. С.-Пб, 1997г. с.18.
Психологически это круговращение
соответствует "Хождению по кругу вокруг самого себя"... Это не что иное как самопознание".! Так движение во вне, в природу оказывается движением к самому себе, начинается
"трансмутация" личности. Может быть те, кто искал внутренней
опоры, неслучайно выбрал эти места для строительства монастырей?
Но дорогу в Зону знает Сталкер /проводник/, который сам
стал микрокосмом. Таким Сталкером Хвалынска является К.С.Петров-Водкин-"гений места". Именно Хвалынску
он обязан своим целостным мироощущением,
именно здесь он увидел землю, как
планету: "Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался
на отрезке шара, причём шара полого, с обратной вогнутостью,- я очутился как бы в чаше,
накрытой трехчетвертыиарием небесного свода.Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом "затоновском холме"2 Позже эти ощущения
оформятся в планетарную, "сферическую" перспективу. Люди,
одарённые интуицией, едут сюда "всколыхивать космос... внутри
себя",3 "органически перестраиваться", едут не
за впечатлениями, а за переживаниями. Это не туризм, это
паломничество. Отсюда название,
которое дали Хвалынску художники многие годы
приезжающие сюда из разных уголков
России - "Русская Мекка". Не случайно в окрестностях
города создан национальный парк - это экологическая версия "священных рощ". Роль его сводится к организации и охране незагрязнённого проводами и дымовыми трубами
оптического пространства, которое окружает человека со всех сторон. Здесь
осуществляется тождество окружающей нас природы с той природой/ что мы носим в
себе, это резонанс внешнего с
внутренним.
За сто лет кино вместе с другими порожденными им
электронными искусствами изменило не только геометрию и
оптику нашего мира, но
метафизическую и метафорическую
ориентацию человека в нём. Под всевидящим
оком камеры мир вновь обрёл глубину и объём,
он вернул себе трёхмерность. Привыкнув к тому, что предмет можно
обозреть со всех сторон, мы потеряли
жёстко фиксированную точку зрения,
к которой приучила нас итальянская перспектива,
теперь мы всегда знаем, что
происходит у нас за спиной. Мир
вновь стал таким, каким был раньше:
он не впереди - он вокруг нас. Вселенная
изменила свою конфигурацию - из
царства линейной перспективы, мы попали
в сферу. Именно этот фвкт и вызвал к новой жизни творчество К.С. Петрова-Водкина . То, к
чему мы подходим только в последнее время, для него было естественным в начале
XX века. "Сегодня
стал очевидной неизбежностью "тектонический"
сдвиг, вызывающий смену парадигм,
а значит наборов ценностей, типов сознания, мировозренческих
стратегий и метафизических установок,"4 -пишет А.Генис. На смену научной
парадигме приходит органическая,
меняются не художественные стили,а типы культур,
не костюмы, а ментальность.
"Новую парадигму, - пишет А.Генис “отличает от старой ряд
критериев: мир - это не собранное из отдельных элементов - кубиков сооружение, а единое целое; Вселенная состоит не из вещей, а
из процессов; объективное познание невозможно, ибо нельзя исключить наблюдающего из процесса наблюдения; во
Вселенной нет ничего фундаментального и второстепенного, мир - это
паутина взаимозависимых и равно важных процессов, поэтому познание
идёт не от частного к целому, а от
целого к частному".5
1.
1 К.Юнг.О психологии восточных религий и философий.М.,1994,с!77-178
2.
2 К.С.Петров/Водкин.Хлыновск.Пространство Эвклида.Самаркандия. Л.,1970, с
265.
3.
3 К.С.Петров-Водкин.Хлыновск.Пространство
Эвклида.Самаркандия. Л.,1970,с430.
4.
4 А.Генис. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени.М.,1997,с97.
5. 5 А.Генис. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени.М.,1997,cl56
К.С. Петров-Водкин утверждал ещё в 1920-е годы, что "идущая культура на смену античной есть культура
планетарно-органическая",1 он писал:
"Органическая культура - дорогая и
драгоценная моя мечта".2
Когда человек начинал познавать мир, может
быть наивно, но он видел
его в целом, так и теперь, разъяв его почти до смерти, он снова приходит к идее цельного мира. Этому
чувству целого можно научиться: найти
в себе, узнавая себя в другом, например, в
К.С. Петрове-Водкине, к этому целому
можно прикоснуться физически в Хвалынске -"мире - ковчеге", где встречаются начала и концы мировой истории; с одной стороны-патриархальный быт, где история ещё
не начиналась, где время-колесо,
а пространство - шар, где "мысли людей всегда приспособлены к порядку жизни: посев, разлив,
урожай, жнитво",3 "вечно в
колесе труда",4 а с другой - колыбель новой органической парадигмы, которая вырастает
из старого, причём очень старого, архаического.
То что первыми "паломниками" Хвалынска были
художники - закономерно. Смена вех - это смена реальностей.
Реальность есть плод манипуляций над
пространством и временем. Модели времени и пространства открывает,
разрабатывает, наконец, изобретает духовная культура. Сегодня эту привилегию практически узурпирует искусство. Дух науки, разъявший мир на частности сменился духом искусства, ищущего целого,
физика
пытается"подружиться" с метафизикой. Рели в научной парадигме искусство было инструментом познания реальности,
то теперь "искусство - вид магии,
это механизм, вырабатывающий реальность, - все мы живём в придуманном
им мире".5 Художников, изначально одарённых интуицией, влекла
в Хвалынск возможность прикоснуться к целому,
встретиться с самими собой в городе с вертикальным измерением, где параллельные прямые пересекаются в бесконечности
космоса. Чтобы что-то дать, нужно это иметь. Художники, приезжающие
в Хвалынск уже 15 лет из разных
уголков России, говорят об искусстве, как о духовном пути, о
своём стремлении "посредством искусства помочь возвращению души к её Божественному первоначалу",о сакральном в искусстве: "Искусство-это образ жизни, где
вектор важнее, чем результат.
Это вектор усилий... Хочется
проследить зарождение абстрактной формы в реальном пейзаже, не
пропустить начальный, нечаянный знак Присутствия того, что
будет и останется Загадкой, что не требует Разгадки, а требует Пути",-' пишет Б.Морковин-один из "очарованных
хвалынских странников1.1
Важно не то, чего
они достигнут, важно встать на путь достижения.
Принцип новой органической парадигмы, поиски которой и приводят в Хвалынск -
приоритет процесса над результатом. "Искатели" воспринимают
мир состоящим не из вещей, а из процессов, из огромного количества связей,
поэтому так часто звучит в их речах слово "путь", характеризующее движение.
1
К. С. Петров-Водкин. Письма . Статьи . Воспоминания . Документы. M.V, с 2
98 .
2
Е.К. Петрова-Еодкина.Прикосновение
к душе."Волга", 1987,№11,с.174.
1. 3 К.С.
Петров-Водкин.Хлыновск.Пространство Эвклида.Самаркандия. Л., 1970,
с.237.
3
Там же, с. 60.
4
А.Генис. с.124.
5
В.Мошников. Хвалынская памятка.
Саратов. 1999 г.
6
В.Морковин. Мир в брызгах света. Саратов. 2001 г.
На пересечении художников и людей, обращенных
внутрь, с местом рождения К.С. Петрова-Водкина возникает некая новая
реальность. Она исподволь собирает вокруг себя людей,
стягивает к себе их душевные силы, побуждает к духовной работе. Здесь учатся жить с К.С.Петровым-Водкиным. Научиться жить с ним -
значит осознать, как осознал он,что человек - Великий космос, открывая
на дне своей души душу всего человечества.
Феномен К.С. Петрова-Водкина состоит в самоосуществлении. Всю жизнь он создавал одно гигантское полотно, форма
и содержание которого-он сам. Художественно-мемориальный
музей К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске пытается быть центром, этого
очерченного природой круга. Для кого-то он может стать началом пути.
Музей - ядро. С одной стороны магнит, притягивающий
к себе, а с другой - мощный излучатель-"прожектор,
освещающий К.С. Петрова-Водкина с другой стороны"-! со стороны изменения его
сознания, его движения к целостности. Создать атмосферу пространственную, самодостаточную и оказывающую влияние на окружающее, расширяющееся пространство, не
скованное границами забора вокруг музея, а
распахнутое, в котором все вовлечённые в это пространство люди будут ощущать себя чрезвычайно
уютно, душевно и духовно раскованно и
счастливо от этого - это тот идеал,
к которому музей стремится. Музей, пока едут сюда художники, духовные искатели,-это не "кладбище культуры", это место, где встречаются и обмениваются творчество и восприятие, а не только господствует одно восприятие.
"Нам нужно, чтобы
не только мы делали работу, но и работа "делала" нас, чтобы не только мы изменяли колорит холстов, но и
холсты меняли нас! Нам нужно, чтобы не только мы чистили хвалынскую
картошку, но и картошка "очищала"
нас, чтобы
не только мы кружили в лесах, но и леса кружились в нас, чтобы не только мы вспоминали холмы, но и холмы
вспоминали нас, не
только мы запомнили Жизнь, но
Жизнь запомнила нас",2_ пишет В. Морковин. Здесь,
в Хвалынске, идет напряженный поиск фактуры
холста, цветовой гаммы, композиции, но это поиск не "формальный",
а обусловленный
задачей более точного претворения внутренних состояний. Их картины - карты
внутренних пространств, внутренних состояний, находящихся в резонансе с внешним миром.
Пришло время, когда смыслы уже не
прокламируются свыше. Смыслы приходится добывать самим, расширяя сознание и совершая
революцию в умах. Вот это смысловое
поле жизни и ищут эти самих себя, поиск Бога внутри. "Возвращение тайны вновь
придает нашей светской цивилизации
религиозное измерение. Ведь тайна - имя Бога.
Рецепт пост-индустри-ального искусства-сплав явного с тайным. Речь
идет, конечно, о "мистической" тайне, а не
"детективной" загадке...
Искусство - Это уравнение с иксом,
значение которого известно, но не нам,"-3 пишет А.Генис.
Такое искусство "может органически
перестроить человекам и тогда живопись
становится мостом между сознанием и чистым пространственным восприятием и человек становится птицей, которая
всюду дома. "Ветер странствий гонит вперед, манит и манит в
искрящуюся светом даль.Прикосновение
света, как прикосновение Бога,
желанно.Свет холста, свет из холста. Свет
картины, свет из картины. Свет Хвалынска, свет из Хвалынска... Мир в брызгах света...
Именно неожиданное присутствие света в затененных уголках города,его
присутствие везде-в траве,на утренних
потолках, в подвалах, на чердаках, во тьме лесов, на
облаках, на лицах
друзей, в красках-заставляет верить, что он проникает и ещё глубже".5
1. 1 Слова П.И.Басманова-/1906-1993гг./ художника,духовного наставника саратовских художников П.Маскаева и В.Мошникова.
2. 2 В.Морковин.Мир в брызгах света. Саратов. 2001 г.
3. 3 А.Генис.Вавилонская
башня.Искусство настоящего времени.М.,1997,c^Ui
4. 4 к.С.Петров-Водкин.Хлыновск.Пространство Эвклида.Самаркандия.Л.,197 о
5.
5 В.МОРКОВИН. Мир в брызгах света. Саратов. 2001.