Динамика антропонимов

в первый год Советской власти

(по материалам Метрических книг

Михайло-Архангельской церкви г. Аткарска)

 

А.А. Волков

Педагогический институт Саратовского государственного

университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

 

Под антропонимами понимаются «собственные именования людей: имена личные, патронимы (отчества или иные именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища, псевдонимы (индивидуальные или групповые), криптонимы (скрываемые имена)» [Русский язык, 1998, с. 31].

Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антропонимикон – реестр личных имен. Особенностью современного русского антропонимикона является сосуществование имен разного происхождения, вошедших в употребление в разные периоды истории Российского государства. В середине прошлого века сформировалась традиция помещать распространенные в быту личные имена в конце орфографических словарей. При анализе этого реестра можно встретить имена славянского происхождения, не входящие в православный календарь (Борислав, Венцеслав, Любим, Светозар, и др.); имена православные, к которым относятся имена не только древнееврейского, латинского, греческого, но и славянского происхождения, последние вошли в православный именник после IX века (века принятия южными, а затем восточными славянами православия) в связи с канонизацией некоторых славян (Иван, Илья, Тамара (др.-евр.), Роман, Терентий (лат.), Александр, Георгий, (греч.), Борис, Владимир, Святослав (слав.) и др.); имена, заимствованные из других языков, закрепившиеся в 20-е годы XX века (Рудольф, Тимур, и др.).

Известно, что выбор имени во многом зависит от социальных условий и традиций, сформировавшихся у народа. Социальные реформы не всегда отражают желание народа, и тогда традиция долгое время определяет выбор. Так, например, произошло в 988 году. Несмотря на то, что христианство, пришедшее на Русь из Византии, принесло имена, канонизированные православной церковью (имена «святых» первых веков христианства), у древнерусского народа еще долгое время сохранялась прежняя традиция именования. Такое противостояние продолжалось на протяжении нескольких веков, вплоть до XVII века. Долгое время сохранялась так называемая «двуименная» традиция, когда человек носил два имени: православное, «официальное», данное ему в день крещения, и «неофициальное», древнерусское, так называемое «бытовое», для родственников и близких друзей. Кстати, в сельской местности эта традиция сохраняется до сих пор, но касается она чаще фамилий (наряду с официальными функционируют так называемые «уличные» фамилии).

Только при Петре I правительству удалось запретить нецерковные имена [Системы личных имен, 1989, с. 263], и сложилась новая традиция: имя ребенку давалось в церкви в день крещения по имени «святого», упоминаемого в этот день в православном календаре.

С приходом Советской власти в 1917 году традиция именования снова изменилась, но изменения коснулись скорее порядка присвоения имени. Система именника и его православная основа все же сохранились, хотя строгого соответствия имени «святого», упоминаемого в определенный день, и имени ребенка, рожденного в этот день, уже не было. Правда, в 20-30-е годы XX века была предпринята попытка изменить и систему антропонимикона: в него стали включаться так называемые «новые» имена, которые давали на октябринах – торжественной церемонии наречения именем нового члена нового общества. Весьма распространенными были Вилор (Владимир Ильич Ленин, Октябрьская революция), Владлен (Владимир Ленин) и подобные. Во многих календарях того времени предлагались новые имена, чтобы люди выбрали «правильное» имя.

Интересно проследить динамику антропонимов в первый год Советской власти и изменение традиции присвоения имени новорожденному в соответствии с именем «святого», упоминаемого в этот день по православному календарю. Не менее интересно, на наш взгляд, проанализировать влияние изменения общественного уклада жизни на процесс присвоения имени человеку.

В качестве материала была привлечена Метрическая книга 1918 года (первого полного года Советской власти) Михайло-Архангельской церкви г. Аткарска Саратовской губернии. Для сопоставления и выявления тенденций динамики антропонимов также привлекалась Метрическая книга 1915 года. Книги 1916 и 1917 годов проанализированы не были по причине отказа в выдаче материалов Государственным Архивом Саратовской области из-за их ветхого состояния. По этой же причине не состоялся и первоначальный замысел анализа Метрических книг церквей и соборов г. Саратова.

Материалы Михайло-Архангельской церкви г. Аткарска выбраны не случайно. Метрические книги этой церкви отличаются аккуратностью их ведения. Очень подробно заполнены все графы: счет родившихся (в разных столбцах нумерация лиц мужского и женского пола); месяц и день (в разных столбцах день рождения и день крещения, месяц указывался единожды); имена родившихся (кроме присвоенного имени, указывалось также имя и день «святого», что позволило соотнести эти сведения); звание, имя, отчество и фамилия родителей, их вероисповедания (нас интересовало звание); звание, имя, отчество и фамилия воспреемников; кто совершал таинство крещения; рукоприкладство свидетелей записи по желанию.

Выбранный нами 1918 год также не случаен. Он интересен не только «триумфальным шествием Советской власти», но еще и тем, что в этом году, а именно 20 января (2 февраля по н.ст.), Совет Народных Комиссаров опубликовал декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, по которому вводился свободный выбор имен и объявлялась законной гражданская регистрация рождений вместо церковного крещения, т.е. начали действовать органы ЗАГС (записи актов гражданского состояния). Иными словами, налицо социальные предпосылки изменения традиции присвоения имени. Как же эти предпосылки нашли отражение в действительности?

В 1918 году Михайло-Архангельской церковью г. Аткарска было зарегистрировано 512 окрестившихся: 273 лица мужского пола и 239 лиц женского пола.

Таблица 1

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

всего

лица мужского пола

22

16

22

32

17

9

31

15

32

26

26

25

273

лица женского пола

19

30

19

15

18

18

15

20

27

20

15

23

239

всего

41

46

41

47

35

27

46

35

59

46

41

48

512

 

Анализ проводился по нескольким параметрам, но остановимся только на соответствии имени крещеного имени «святого».

Таблица 2

 

имя крещеного соответствует

имени «святого»

имя крещеного соответствует имени «святого» в пределах месяца

имя крещеного не соответствует имени «святого» в пределах месяца

соотношение

по дню

рождения

по дню

крещения

по дню

между днями рождения и крещения

1

2

3

4

5

6

7

январь

3

6

2

10

17

21:17 41%

февраль

3

3

2

19

19

27:19 41%

март

 

4

 

22

15

26:15 37%

апрель

1

3

3

17

22+1

24:23 49%

май

 

1

 

10

24

11:24 69%

июнь

 

1

 

4

22

5:22 81%

июль

2

4

3

24

13

33:13 28%

август

1

1

 

5

28

7:28 80%

Таблица 2 (окончание)

1

2

3

4

5

6

7

сентябрь

1

4

1

23

30

29:30 51%

октябрь

 

3

2

7

34

12:34 74%

ноябрь

2

2

 

19

18

23:18 44%

декабрь

1

2

3

14

28

20:28 58%

 

Из таблицы 2 видно, что прямое соответствие дню рождения или дню крещения изменяется от начала года к концу в сторону уменьшения: в январе 9 случаев, в декабре всего 3. Однако снижение происходило неравномерно, что свидетельствует о постепенном отходе от традиции. Это также подтверждается постепенным ростом процента несоответствий имен крещеных именам «святых». В Метрической книге 1915 года такой тенденции не наблюдается, более того значительно выше процент именных соответствий по дням рождения и крещения на протяжении всего года. Интересно было бы проанализировать материалы 1919 года и сопоставить данные Метрических книг и Книг ЗАГСа о регистрации новорожденных, но, к сожалению, эти материалы тоже пока недоступны.

Основными причинами такой динамики антропонимов в первый год Советской власти, на наш взгляд, можно считать следующие.

1. Смена власти, а соответственно и утрата порядков и традиций, связанных с прежней властью. Хотя в губернских и тем более в уездных городах подобное изменение происходило медленнее.

2. В связи со сменой власти происходит демократизация в выборе имен. Родители получают право самостоятельного выбора имени ребенка. И хотя традиция все еще имеет некоторую силу, родители начинают пользоваться этим правом. Об этом, кстати, свидетельствует нарушающий общую картину процентного повышения несоответствий малый процент в июле, что мы склонны считать все же не свидетельством хаотичности динамики, а проявлением факта демократизации: в июле в православном именнике отмечены популярные имена Владимир, Александр, Николай, Василий, Ольга, Мария, Анатолий, Борис. Более того, именные соответствия, в основном, наблюдаются в пределах месяца, прямых соответствий всего 6 от 33.

3. Немаловажное значение имеет социальное положение (звание) и социальный статус родителей. Если, например, мещане могли себе позволить выбрать имя ребенку по имени «святого» не того месяца, в котором крестили, то крестьяне зачастую о такой вольности и не думали. Например, в январе-марте больше несоответствий наблюдается в среде мещан. С апреля-мая несоответствия появляются и в среде крестьян, а в среде мещан, наоборот, больше соответствий. Можно предположить, что это своеобразная реакция на смену власти: крестьяне почувствовали независимость, а у мещан обострились чувства, связанные с уходящим строем и его традициями.

4. Не следует забывать и об идеологическом факторе. Конечно, о сложившейся идеологической системе и пропаганде говорить еще рано, но поступающая на места информация также оказала определенное влияние на изменение традиции именования. Интересно проследить за именем Владимир. Это одно из немногих имен, которое закреплено только за одним днем в православном календаре – 15 июля. Если в Метрической книге 1915 года в другие месяцы это имя встречалось очень редко (к примеру, 2 в феврале, 2 в мае, 1 в июне), то в Метрической книге 1918 года оно встретилось 9 раз в июле и 21 раз в другие месяцы, причем только в апреле 8 раз. Факт говорит за себя.

Таким образом, смена уклада жизни, социальных условий оказывает несомненное влияние на личную жизнь человека, на смену традиций, культурных и социальных, о чем свидетельствует динамика таких, с одной стороны, сугубо личных, а с другой, социальных лексических единиц, как антропонимы.

Л и т е р а т у р а

Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

Системы личных имен у народов мира. М., 1989.