Духовно-культурное наследие и современность

молодого города.

 

Э.П.Григорян.

Газета “Малиновый родник”, город Саратов.

 

В Нижегородской губернии есть Черноречье-богатый  лесной край в междуречье Оки и Волги. Всё пространство Черноречья прорезано ручьями и речкам, текущими в Оку или Волгу по торфяной земле. Чистая и прозрачная вода имеет тёмный оттенок, отсюда и названия: река Черная и большое село Черное. Эта древняя земля граничила с Волжской Булгарией и государством восточных славян - Русью. Вплоть до первой мировой войны край был заселён православными великороссами. В пятнадцатом веке грамотой царя Василия Шуйского все земли по обоим берегам Оки, речек Ржавка и Черная, все леса и озера, село Черное с окружающими деревнями (Бабушкино, Растяпино, Игумново, Решетиха, Жёлнино и др.) были переданы Николаевскому Амвросиево-Дудину монастырю. Названия этих мест, позже составивших ”тело” города Дзержинска, сохранилось до настоящего времени. Во всём Черноречье, до самых глухих мест, именно монахи несколько веков (XV-XVIII) занимались просвещением и несли народу духовную культуру. В ХVIII в. указом Екатерины II монастырь был упразднён (из-за отсутствия денег на его содержание!) и в Чернореченском крае стали строить свои церкви. К началу ХХ в. их было 9. Именно в ХIХ в. сложилась традиция строить общими усилиями прихожан, купцов и промышленников, поэтому церкви были богато украшены, церковная утварь была с бриллиантами и жемчугом. Летописи сохранили описание, с каким вниманием и благосклонностью управители церковные и государственные относились к Черноречью. В ХV в. Амвросиев монастырь посетил преподобный Сергий Радонежский и по его распоряжению писали Евангелие. В XVII в. монастырь был приписан патриаршему дому, позже стал Синодальным. Царь Василий Шуйский передавал земли со всеми крестьянами монастырю; императрица Екатерина II упразднила монастырь, но всех крестьян перевела в ранг свободных - государственных. Преосвященный Филарет благословил строить Благовещенскую церковь в Жёлнино. Неудивительно, что и высокие большевистские власти, как увидим ниже, тоже имели отношение к Черноречью.

Толчком к развитию Чернореченского края послужила индустриализация. Во-первых, строительство железной дороги Москва - Нижний Новгород, и село Черное в 1904 г. стало железнодорожной станцией, позже переименованной в станцию Растяпино. Во-вторых, в 1915-1916г.г. был построен Чернореченский завод минеральных кислот, основой которого стал перенесенный из Петербурга химический  завод (новая связь со столицей). После революции Чернореченский завод стал мощным производителем минеральных удобрений. Станция Растяпино стала рабочим посёлком. Именно здесь был построен первый в стране электролесопильный завод на железнодорожных платформах. По личному указанию В.И. Ленина в Растяпино направляется специальный подвижной состав с паровозом с целью заготовки топлива (леса) для Москвы. В-третьих, в 20-хг.г. ХХ в. развитие электроэнергетики (строительство Балахнинской ГРЭС) повлияло на рост посёлка. В1927г. приезд председателя ВЦИК СССР М. И. Калинина раскрыл планы государства: ''…на месте этого захолустного местечка Советская власть решила построить крупный индустриальный город''. Через историю страны виден процесс развития края в его единстве с государством. Город родился и рос по указу: 30-го марта 1930 г. Посёлок был преобразован в город Дзержинск.

Итак, на левом берегу Оки родился новый город. Его имя было воплощено в памятнике, установленном в центре города через 18 лет. Четырёхметровая фигура партийного государственного деятеля Ф. Э. Дзержинского символизировала устойчивость развивающейся промышленности (химия и химическое машиностроение). Реконструировали старые заводы, строились новые, развернулось жилищное и культурное строительство. Город развивался в определённых границах. С юга – левый, низменный, с широкой многокилометровой поймой берег Оки; в центре – железная дорога Нижний Новгород – Москва; с севера шоссейная, а позже – бетонная автомагистраль Нижний Новгород – Москва. «Северные ворота города» - реально существующий архитектурно оформленный въезд в город со стороны автомагистрали. В свои 50 лет, когда укрепились позиции города как одного из центров химической промышленности, город мечтал начать строительство на правом, высоком берегу Оки, где был Амвросиево - Дудин монастырь на месте явленной иконы Николая Чудотворца. Планируемые там 9-12 этажные дома построили здесь же, на левом берегу Оки, создали Окскую набережную и Прибрежный жилой район - “Речные ворота города”. Сама река Ока стала важной магистралью для вывоза минеральных удобрений.

Герб города мало изменился с 1930г., он модернизирован, но отражает внутренние бытие города: прибрежность, машиностроение и “служба” сельского хозяйству, а в сердце его – химическая промышленность и наука. Бурное развитие промышленности не могло быть без основы-11 научно-исследовательских институтов, технического ВУЗа (филиал политехнического института) и техникумов. В результате город имеет много лауреатов государственных премий в НИИ и на заводах. Кроме того, профессионально город стал тяготеть к Москве, и высококлассные специалисты укрепляли кадрами-руководителями химическую и другие отросли страны.

Городу, не отягощенному революционными событиями, не мешает его имя. Планировка города лучеобразно-кольцевая и центром был памятник Дзержинскому. Все окружающие проспекты носили и носят до сих пор имя Ленина, Кирова, Дзержинского, Чкалова и других деятелей партии. Этот символизм воплотился в жизни города: многие его партийные, советские, профсоюзные деятели переходили в элиту Нижнего Новгорода (Горького). Позже, когда в центре города построили монументальный, в стиле архитектуры сталинских времен “Дворец химиков”, улицы начали называться по-иному: Победы, Циалковского, Грибоедова, Терешковой и др. Открытая площадь перед “Дворцом” стала новым центром и сформировала “культурные пути” города: новый драматический театр (в старом создали театр кукол), современный на 1000 мест широкоформатный кинотеатр, новый “Дом книги” с библиографическим центром и двумя библиотеками, филиал политехнического института (Университета) и многое другое. Краеведческий  музей расположен, конечно, на проспекте Дзержинского. Редко встречается персонофикация культурно-символического наследия, но город сохранил имя Гусельникова Н.К. -музыканта и прекрасного художника, организатора первых выставок в городе. В краеведческом музее ему посвящен целый раздел с выставкой графических и живописных работ и его до сих пор считают потенциалом культурного наследия. По его инициативе созданы художественные и музыкальные школы, музыкальное училище. Появляются Дом творчества юных, школа искусств, студии художественных промыслов и юных скульпторов. До сегодняшнего дня не угасают музыкальные традиции школ и “Дворцов” культуры многих заводов (хор ветеранов и пр.). Центральная библиотека носит имя А.С. Пушкина и в ней регулярно работает Пушкинский салон. 15 марта с.г. исполнилось 5 лет литературному музею поэта Николая Рубцова, собирающему горожан на “рубцовские субботы”. К 5-летию музея объявлен творческий конкурс “За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью” по номинациям поэзия, проза, краеведение (“Тихая моя родина”). Город, объявивший конкурс с таким девизом, не может идти по пути зла. Интересен клуб “Краеведческие четверги”, который в 2003г. программу своей работы направил на патриотическое воспитание школьников и молодёжи. Краеведы Черноречья наладили связь с коллегами из других городов: Павлово, Богородск и др. Все они объединены в Приокское межрегиональное движение “Землячество” и обмениваются опытом работы. Дзержинский клуб открыл новые направления работы: экологическая культура и сохранение природы; есть секции исследовательская и содействия музею, геральдическая, занимающаяся традициями Черноречья, и даже секция нетрадиционных идей. Для горожан планируется издавать обзоры по краеведению и по журналу “Нижегородская старина”. В целом город имеет большое культурное пространство, вовлекающее горожан в активную деятельность.

У города мало памятников: Дзержинскому и Ленину, обелиск Славы на пл. Героев, бюсты дважды героям соцтруда. Но есть “условный памятник”: на одном из домов на пр. Победы выложен  знаменитый лозунг Н.С. Хрущева ”Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме”. Верили и увековечили этот лозунг. Несколько западнее, буквально через три троллейбусные остановки, возникла новая улица - Свято-Тихоновская, названная в честь святителя Тихона, российского новомученика. С этой улицы начинается основа духовного возрождения города и Черноречья.

Более 50 лет в Дзержинске не было ни одной действующей церкви, так как в 30-40-х годах прошлого столетия уничтожили, разрушили и закрыли всё, что было. Но вначале перестройки в 1992г. был зарегистрирован приход церкви в честь Воскресения Христова. Поистине это было Воскресение! К 1997г. построили деревянную церковь с престолом в честь святителя Тихона и новомучеников российских. Храм стал началом Православно-просветительского Центра, которому выделили большую площадь для строительства нескольких зданий. Сейчас построена вторая церковь с престолом в честь Иоана Крестителя, надвратная церковь, заложен и освящен фундамент большого собора Воскресения Христова. В комплекс будут входить воскресная школа, магазин для продажи свадебных и церковных принадлежностей, детская площадка. Входящих в ограду уже сейчас встречает надвратная надпись ”Свет Христов просвещает каждого”.

Православному Центру город передал 2-х этажное здание бывшего детского сада, в котором расположилась воскресная школа со всеми своими отделениями. В школе изучают не только закон Божий, но и древнерусскую литературу, церковнославянский язык, основы иконописи, золотошвейное мастерство. По окончании курса проводится экзамен и выдается свидетельство установленного образца. Насколько мне известно, в Саратове нет единой программы для воскресных школ, тем более – свидетельств. В библиотеке более 5-ти тысяч наименований духовной литературы: учебной исторической, справочной, художественной и некоторые периодические издания (“Русский дом”, “Московские епархиальные ведомости” и др.). Библиотека доступна для всех, интересующихся православием горожан. В золотошвейной мастерской силами взрослых и детей изготавливают (и продают) церковные облачения, священнические головные уборы, пелены на престол и жертвенники, декоративные вставки на иконостас. Ежегодно работы классов церковной вышивки и бисероплетения, основ иконописи выставляют в краеведческом музее. На нижегородской ярмарке воспитанники мастерской получали диплом. В великие праздники проводятся акции “Дети – детям”, когда учащиеся приезжают в детские дома и приюты с концертами и подарками (собранными детьми книгами, игрушками, одеждой). Преподаватели и дети совершают паломнические поездки по монастырям и святым местам Нижегородской области, Суздале, Мурома и др. В конце учебного года все вместе на природе проводят “День здоровья”. Для детей из малообеспеченных семей (более 50 человек) по субботам и воскресеньям организованно бесплатное питание; есть благотворительные обеды на 50-70 посещений в день.

Православный центр много внимания уделяет связи с горожанами, используя радио и местное телевидение, где священники регулярно выступают с поздравлениями к православным праздникам, рассказывают о Святых Таинствах и о деятельности сект в городе. В газетах освещают позиции церкви по социальным вопросам. Центр регулярно издает свою газету “Воскресные вести”. Еженедельно священник встречается с горожанами в краеведческом музее. Центр сумел организовать живую связь Церкви с горожанами, они нашли общий язык со многими городскими СМИ, поделились со всеми богатствами своей библиотеки, мастерские финансово поддерживают Центр; заслуживает уважения активность их в противостоянии сектам. Все перечисленные и многие другие деяния Православно просветительского Центра помогают городу в осознании своего назначения и направления будущего развития. Саратову есть чему поучиться.

Город Дзержинск, как и вся Россия, живет напряженно: почти не работают многие заводы и институты; есть трудности с коммунальными службами города, хотя в городе не видно такого запустения с мусором, как в Саратове. Большие проблемы с организацией и переработкой или уничтожением бытовых отходов. Но город сохранил кадры, которые передают опыт молодым коллегам, вновь укрепляют связь производств с наукой и проектными организациями. Очень активны профсоюзы в защите прав трудящихся. Сохраняется культурное пространство, даже усиливается работа по укреплению традиций и изучению Черноречья, расширяются культурологические связи. По сравнению с 60-ми годами прошлого столетия город приобрел интеллигентность, цельность устремлений; город ни с кем не соперничает, но стремится укрепиться с помощью столицы. В этом городе хорошо жить: он относительно небольшой, но благоустроенный, с высоким потенциалом будущего. Территориально город “растет” в сторону столицы. Хочется надеяться, что планы ближайших лет по реконструкции озеленения города, помощь детским творческим детским студиям и школам, организациям “Свадебной площади” и “Бульвара Космонавтов”, строительство в Православном Центре и многое другое, с успехом будут выполнены. Если недавно избранный мэр прочувствует метафизику города и его духовные корни сможет не сопротивляться, а активно управлять городом, то Дзержинск, несмотря на свое имя, будет достойно развиваться.

Настоящее сообщение – первый опыт обобщения культурно-символического наследия Черноречья. Не исключено, что оно носит субъективный характер. Усилиями местного сообщества можно определить более четкие направления будущности города.