К проблеме сохранения архитектурных ансамблевых комплексов г. Саратова

                        Клочкова О.Н., доцент каф. Архитектуры СГТУ

 

           Проблема сохранения историко-культурного наследия со временем не утрачивает своей актуальности. Напротив, в ХХ1 веке мировое сообщество нагляднее демонстрирует свою глубокую заинтересованность в сохранении и использовании памятников материальной культуры для обеспечения преемственного развития человеческой цивилизации, для резервирования главных кодов ее развития. «ХХ век убедил нас в конечности человечества как результата саморазрушительной деятельности и выдвинул в качестве спасительной альтернативы идею устойчивого развития цивилизации, фундаментом которой, безусловно, является сбережение и введение в активную жизнь исторического наследия, накопленного предыдущими поколениями» / 1 /.

            Высокие темпы урбанизации современного этапа развития общества, глубокие процессы социально-пространственной трансформации городской среды требуют самого пристального внимания со стороны России к европейской программе устойчивого развития урбанизированных структур.

         Понятие устойчивого развития раскрывается в «показателях социальной и экономической активности, гражданственности, развития самоуправления, поддержания традиционного уклада жизни, максимального приближения мест работы к жилищу, духовности, патриотичности, стремлению к улучшению, сохранению и поддержанию экологических характеристик мест обитания, заботе  о культурном ландшафте региона»  /2/.

             В свете рассматриваемой проблемы по концепции использования историко-культурного наследия аспекты устойчивого развития формулируются следующим образом:

-         сокращение темпов экстенсивного развития городов и максимально эффективное использование уже созданных материально- пространственных элементов среды (реставрация, реконструкция);

-         корректировка ранее разработанных проектов охранных зон исторических городов для уточнения границ центральной исторической планировочной зоны (ЦИПЗ), для формулирования стратегии градостроительной политики и установления режимов «жесткой» и «мягкой» реконструкции;

-         перелом ситуации в стратегии приоритетов- переориентация  с материально-экономического на эколого-социальный приоритет общества, обеспечение развития малого предпринимательства традиционных ремесел, народных промыслов, сервиса и туризма при становлении местного самоуправления. 

         Осуществление на практике перечисленных позиций в крупнейших городах развитых стран позволяет им упрочить свое экономическое положение, выявить и подчеркнуть свое своеобразие, максимально использовать внутренние ресурсы места, привлечь туристов и инвесторов. В этих городах ускорено производство социальных благ, обеспечено максимальное качество жизни.

         Начиная с 1991 года  стала осуществляться Федеральная программа инвентаризации и сохранения историко-культурного наследия регионов России, как правопреемница программы разработки Свода памятников РФ. В ней предусмотрено изучение, мониторинг, постоянная пропаганда роли и места наследия в жизни социума. В литературе, на телевидении, в средствах массовой информации необходимо рассказывать о проблемах наследия, об организации международных конкурсов на сохранение и воссоздание ценных архитектурных и градостроительных объектов, о финансировании ЮНЕСКО проектных и реставрационных работ ансамблей, входящих в перечень мирового культурного  наследия.

       Очень медленно, постепенно происходит трансформация сознания людей в сторону понимания высокой миссии, закрепленной за наследием, в возрождении и становлении нравственности, морали, ценностной ориентации общества.

      В непрекращающемся споре о первичности материальных реформ и вторичности возрождения культурной первоосновы мы занимаем решительные позиции в пользу приоритетности социокультурных императивов. Культурологическая основа общества, сотканная из многообразия видов искусства, из наследия материальной и нематериальной культуры, религии, других общественных институтов, поддерживающих и питающих все виды культуры – вот реальная основа нравственного возрождения общества.

      Еще в издании 1986 года по памятниковедению подчеркивалось, что «недостаточно изучен и психологический аспект влияния отношения современников к историко-культурному наследию прошлого на результаты их собственного труда…Разрушенные «впопыхах» здания, разбитые кувалдой исторические приборы и инструменты, разрезанные на металлолом известные всей стране корабли, самолеты, первые советские тракторы –вот далеко не полный список тех уникальных объектов, которые «исчезают из употребления» на глазах молодежи. Какая же бережливость может воспитываться при таком отношении к историческому наследию?» /3/.

         В последнее время значительно трансформировалось содержание понятия «памятник истории и культуры».  «Для ХХ века характерно расширение понятия «памятник» – от отдельного объекта к ансамблю, архитектурно-ландшафтному комплексу, историческому городу, к понятию «памятник градостроительства». Но не только вширь, но и вглубь –археологические раскопы становятся частью живой городской среды, ставятся под охрану государства этнографические обряды, обычаи, связанные с материально-пространственной исторической средой» /1, С.167/.

    «Архитектурное наследие, отражая все сферы человеческой деятельности, является носителем культуры общества, народа, нации, человека во всей полноте и разнообразии форм. Архитектурное наследие, наравне с природой и обществом составляют богатство планеты, включая образно-знаковый генофонд культуры человечества» /4/.

        В этих словах подчеркивается единство всех компонентов наследия человечества, как естественных, так и материальных, антропогенных, созданных руками человека. Это обстоятельство подталкивает общество к переориентации от штучного сохранения наследия к комплексному, средовому подходу.

     Средовой подход к сохранению памятников  потребовал соединения вопросов охраны наследия в единую систему с природоохранной деятельностью, археологией, другими областями науки. Только представляя собой комплексное междисциплинарное исследование, концепция станет жизнеспособной и действенной.

        Организация сохранения и использования историко-культурного и природного наследия – сложнейшая задача государства и общественности, которая до сих пор не нашла адекватного решения, не выработала механизма, не дающего сбоя.  Несмотря на обилие действующих законодательных документов в области охраны наследия, а их насчитывается более 7 десятков в Саратовской области, включая новый федеральный закон об объектах культурного наследия, количество в данном случае не переходит в качество.

    Весьма драматично складываются обстоятельства в области охраны историко-культурного наследия в нашей области. За последний период ХХ столетия в Саратовской области были утрачены многие ценные объекты, искажены комплексы ценной исторической застройки, нарастали факты «морального» уничтожения памятников за счет деформации их окружения. Государственная деятельность по охране наследия в результате ряда факторов складывалась не лучшим образом, также как не было должного понимания государственных и общественных органов.  

       Отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются законом РФ « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской  Федерации». В нем говорится о конституционной обязанности каждого заботится о сохранении историко-культурного наследия, о том, что охрана памятников истории и культуры является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. 

          Этим положением подчеркивается взаимная ответственность федерации и субъектов федерации за сохранение наследия. Данным законом также устанавливаются полномочия органов местного самоуправления в отношении объектов культурного наследия.    

          Особо указывается, что памятники, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью (в первую очередь, ансамбли и комплексы, прим. авторов), регулируются земельным законодательством РФ, законодательством РФ в области охраны окружающей среды  и законом РФ о градостроительной и архитектурной деятельности.

       Однако, несмотря на активные усилия по сохранению наследия со стороны как государственных органов, так и ВООПИиК, отдельных энтузиастов-краеведов, с сожалением приходится констатировать, что ясной политики в области охраны памятников до сих пор не осуществляется, она имеет форму разовых акций и разрозненных мероприятий.

          Отсутствует система, концепция охраны наследия, что приводит к постоянной утрате ценных объектов наследия, неэффективному использованию сохраняемых зданий и комплексов.

 

        Исторически сложившаяся городская среда – наивысший концентрат ценного наследия. Она является своего рода камертоном степени многообразия, индивидуальности, насыщенности, информативности городской застройки.

    « Ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившейся территории группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, религиозного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, если единство или связь указанных памятников, строений и сооружений с пейзажем представляют ценность с археологической, архитектурной, исторической, этнической или социально-культурной точек зрения, в том числе исторические центры поселений и фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово- паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи» / Закон РФ/.

числе военными) событиями, и природные ландшафты, связанные с памятниками, жизнью выдающихся исторических личностей, культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения обрядов» / Закон РФ, С.  /.   

          Для адекватного понимания терминологии, используемой в проекте концепции, сформулируем основные определения.

          Ценное материальное наследие –общественные, жилые, производственные здания, объекты транспортно-инженерной инфраструктуры – дороги, мосты, тоннели, водонапорные башни и проч, зеленые насаждения, формирующие облик города, поселения.

          Ценное градостроительное наследие – устойчивые элементы планировки города и городской среды, составляющие его моральное и духовное достояние, имеющие абсолютную ценность и не имеющие «сроков годности». Это прежде всего историческая сетка улиц /по Кострикину Н.Д./.

          Отдельные памятники архитектуры, истории, культуры – жилые, общественные, производственные, культовые здания, представляющие собой выдающийся или  наиболее характерный пример эпохи, стиля, связанные с историческими событиями и именами, хранящие память о важнейших этапах в жизни страны.

           Архитектурный ансамбль –сочетание отдельных архитектурных зданий и сооружений, одного или разновременного возведения, но объединенных единым стилем и композиционным замыслом, соразмерностью частей и целого, четким выявлением доминирующих и подчиненных пространств. Ансамбль объединен единством масштаба, стилистики и представляет собой единое художественное целое. Таким образом, ансамбль характеризуется большей художественной целостностью, чем комплекс. понятие ансамбля относится почти исключительно к общественным зданиям и пространствам, обладающим социальной значимостью.

          Архитектурный комплекс – конгломерат объемов и форм в одном здании или ряд зданий и сооружений, подчиненных единой архитектурной  и функциональной программе.

       Комплекс представляет собой более широкое понятие, чем ансамбль. В этом смысле понятие «архитектурный комплекс» скорее  уступает место понятию «историко-архитектурный», «историко-культурный комплекс».

       Таким образом, историко-культурный комплекс может представлять собой сумму сооружений, обладающих хотя бы одним из критериев единства – временем возведения, стилистикой, историческим аспектом и т.п. Комплексы могут составлять:

а) фрагмент городской среды (исторический центр, улица, площадь);

б) территория со всеми расположенными на ней сооружениями, связанная с какими-либо историческими событиями или личностью;

в) археологические комплексы.

   Приведем критерии, которые,  на наш взгляд, могут классифицировать

ансамбли. Ансамбли должны соответствовать следующим критериям в порядке приоритетности:

-  стилистическое единство;

-  территориальная сосредоточенность;

-  объединение конкретным историческим событием;

-  незначительный интервал времени возведения;

 

ЛИТЕРАТЕРА:

1.    Кудрявцев А.П.  Сохранить дух места //Альманах «Памятники  отечества» № 54, 2002.

2.    Ахмедова Е.А. Градостроительная диагностика условий          устойчивого развития населенных мест Поволжского региона // Вестник РААСН Волжского регионального отделения. Вып №5. Н.Новгород, 2002. С.50

3.           Памятниковедение. Теория, методология, практика. М. НИИ Культуры, 1986. С.13

4.           Хартия архитектурного наследия. Международный конгресс реставраторов. Россия, Москва, 1996.