Е.В. Листвина

(Саратов)

Саратов: ассоциации и культурные смыслы

 

Обращение к проблемам, связанным с  символикой города и его представления в экономической, политической, культурной среде, становится в последнее время весьма актуально          й, так как в новой складывающейся ситуации  наличие определенного узнаваемого символа становится частью социокультурной реальности нашей жизни. Обращение к теме определения лица города в современных  экономических условиях требует новой оценки социокультурных возможностей города.

Для этого следует определить,  с каких позиций нас интересует город. Город как символ региона; город как сумма символов, характеризующих его как целостное, самостоятельное, оригинальное явление; город как топос: вот, пожалуй, круг, в котором   возможно рассмотрение символики города и определение его брэнда, его сжатого, но ярко выраженного обозначения в социокультурной системе городов и регионов. 

Задаваясь целью определить особые брэнды  города и его символы  в современной культуре, можно отметить следующие проблемы.

Так, символика города составляется из определенных устойчивых  наборов символов, которые складываются в картину, застывшую во времени. И мы должны учитывать, что такая картина складывается как для внешнего, так и для внутреннего пользования. То есть, здесь возможно определение того, какое лицо города мы представляем для его показа окружающим, и какое лицо города мы видим сами за этой символикой. В это сфере сталкиваются и переплетаются город-реклама и город-реалия. И их соотношение не менее важно для нас, жителей города, как и все остальные нюансы. Наша задача – определить степень зазора между рекламным и реальным городом так,  чтобы это не мешало представлению его в региональной и общегосударственной картине.

Следуя за избранной проблемой, мы должны четко представлять себе, какой город мы презентируем, какой его ресурс – культурный, промышленный, природный, или нас интересует собирательный образ, включающий в себя все имеющиеся потенциалы, то есть что и каким образом мы хотим включить в презентирование нашего города, как его  видим мы сами и как его видят не-саратовцы.

Для этого надо определить важную дихотомию, в которой находятся практически все провинциальные года – это дихотомия периферии и центра. Здесь выделяются два подхода к трактовке центра и периферии. Во-первых, город региона как провинция по отношению к столице, и, во-вторых, центр и периферия в самом городе, его районирование и неизбежные следствия взаимоотношений между районами города и их специфическими социокультурными нагрузками. Тяготение города к столичному центру, стремление быть похожим на центр, которое может выражаться в прямом подражании (например, пешеходная зона – проспект Кирова в Саратове) естественным образом сочетается со повышенным стремлением сохранить, отчетливо подчеркнуть свою индивидуальность, особенность, свое лицо  и отличие от столицы. Столица привлекает столичностью, и этим все сказано, провинция – чем-то своим особенным, и это надо уметь находить и уметь  подавать.

Итак, рассмотрим основные символы Саратова с точки зрения наполнения их с внешней и внутренней значимости. Остановимся в основном на историко-культурных символах как на наиболее универсальных в избранном нами контексте.

Первый символ нашего города по праву – это, конечно же, Волга. Именно река, мост и Набережная вызывают одно из самых сильных и острых ощущений, связанных с Саратовом. Тем более, что долгое время знакомство с Саратовом для многих туристов начиналось именно от речного вокзала. Поэтому  в течение нескольких десятилетий формировалось специфическое лицо города, основанное на маршруте пешеходной экскурсии от Набережной. И для многих этот маршрут ограничивал понятие  «центра». Причем такое формирование взгляда на город берет свои традиции еще с Х1Х века, когда главные фасады зданий располагались обращенными к Волге как главной городской магистрали. Река в то время служила основой, собирающей вокруг себя все нити городской жизни.

Помимо этого фактора Набережная в том виде, в каком она существует в настоящее время, создает стойкое ощущения, говоря поэтическими словами К.Г. Паустовского, «предчувствия юга» благодаря  туфу, которым отделаны ее сооружения, пирамидальным тополям, украшающим ее ярусные аллеи. Такое решение предполагает определенную географическую и региональную заданность, которая прочитывается в каждом элементе Набережной и дальнейшего пути вплоть до пешеходного проспекта, который как бы ограничивает особую «социокультурную зону». Эта зона имеет явно выраженное двойное кодирование. Во-первых, это именно то лицо, которое саратовцы активно и намеренно представляют как некий брэнд, своеобразную марку города всем посещающим его. Именно на ее территории сконцентрировано наибольшее количество архитектурных и культурных памятников, которые составляют традиционный «фотоальбом» Саратова, источник практически всей символики города (от моста, Музейной площади, художественного музея им. А.Н. Радищева, парка «Липки», памятника Н.Г. Чернышевскому до здания консерватории). Но  в то же время это и один из самых излюбленных районов самих горожан, о чем говорит большое количество мест отдыха, торговых точек и пр.

В восприятии саратовцев происходит расширение понятия «центра». Если для туриста или приезжего это ограниченный круг, узкий – от Волги и Набережной до ул. Рахова и Московской, то в последнее время для горожанина, использующего возможности города и живущего в нем, передвигающегося в нем – это уже и район Сенного рынка, и городской парк, благодаря транспорту и слиянию этих мест через систему офисов и культурных учреждений с обобщенным понятием «центра».

Для всех жителей города одним из важнейших символов является художественный музей им. А.Н. Радищева. Он давно стал предметом заслуженной гордости саратовцев, так как имеет одну из старейших историй. Картинная галерея Саратова – третий публичный музей в стране. Для гостей нашего города – это хорошая визитная карточка, одно из мест, которое стремятся посетить. Для саратовцев это имеет специфическое значение, поскольку музей им. А.Н. Радищева отвечает их стремлению как провинции соответствовать столичному уровню и даже соперничать с ним.

Соколовая гора – также символ города. Долгое время она и ее татарское наименование служили и служат источником второго, известного в основном только саратовцам, имени нашего города.  Поэтическое название – Желтая гора - используется в литературном псевдониме города и в литературной среде, примером чему является существование в Саратове некоторое время журнала «Желтая гора». В последнее время Соколовая гора стала приобретать еще одно значение. После сооружения на ней  памятника к 40-летию Победы в 1985 г., этого сравнительно недавнего, но занявшего свое место в городском ландшафте  культурного образования, там стал складываться целый историко-культурный комплекс, посвященный военным достижениям нашей страны, аккумулирующий в себе ментальные и архетипические символы не только сугубо местные, но и общегосударственные.

В то же время склоны этой горы остаются для некоторых местом жительства, и для достаточно большого количества людей местом отдыха вне зависимости от того, находятся ли там благоустроенные зоны или нет. Это подчеркивает тот момент, что для большинства горожан Соколовая гора является важным природным и историко-культурным местом независимо от уровня его обустроенности.

Не менее важен и тот факт, что, организуя мемориал на Соколовой горе, городские власти выразили очередное стремление провинции «быть, как столица» - поставив  на горе пушку, стреляющую в полдень. Таким образом, один из символов города – Соколовая гора – соединяет в себе и местные, понятные в основном саратовцам, и обобщенные символы, создающие «лицо города» по отношению к другим городам и регионам.          

Саратов неразрывно связан с личностью Ю.А. Гагарина. В этом смысле можно отметить удивительное сочетание нескольких лет его учебы в нашем городе и приземления его космического корабля под Саратовом. В этих фактах видится замыкание некоего круга жизни, естественного круга событий. Для многих представителей не только нашей страны, но и зарубежья Саратов в первую очередь связан с началом космической истории человечества.

 И здесь также можно наблюдать различие во взглядах коренных саратовцев и гостей саратовской земли. В восприятии приезжих  место приземления Ю.А. Гагарина и город Саратов сливаются в одно социокультурное понятие. Но для коренных жителей города созданный на месте приземления Гагарина мемориал находится довольно далеко от города, в другом районе области, и путешествие к нему занимает достаточно много времени. Далеко не все саратовцы бывали  у этого памятника, тогда как для туристов и гостей города это практически обязательный маршрут.

Таким образом, при попытке создать собирательный образ города необходимо учитывать неизбежную разницу между так называемым «взглядом открытки» и «взглядом повседневности», созданными годами своеобразными штампами образов города и его ежедневной, изменчивой сложной картиной, которая складывается в собственный образ города для его коренных жителей. В любом случае эти два образа должны сосуществовать в  современных условиях, когда марка города, его рекламный, коммерческий образ  используют его культурные, исторические, природные ресурсы и традиции. Мы должны создавать особый социокультурный баланс между этими двумя образами города, чтобы город смог существовать и развиваться в новых социально-экономических и культурных условиях.