Актуальные проблемы развития городского культурного пространства

 

Петрушенко Т.А.

Социологическая лаборатория ННГУ им. Н.И. Лобачевского

 

Современный российский город представляет собой единый, сложноорганизованный комплекс хозяйственных, экономических, социально-экономических, политических, социально-политических, культурных элементов и систем, функционирующий, живущий в системе связей всего российского общества и государства. Все эти элементы и системы города, как единого комплекса, как единого организма имеют определенные тенденции и перспективы развития. Полноценное и эффективное планирование социального развития города должно определить основные приоритеты городского развития и хронологическую последовательность их реализации. В итоге необходимо сформировать оптимальную модель социального развития города, учитывающую основные законы социально-экономического и культурного функционирования города, а так же интересы основных сил и участников городской жизни.

Такие программы, как «Культурная столица Поволжья» предполагают, что одним из базовых элементов в концепции города должна стать культура. В качестве такого принципа может быть использован подход, формулирующий модель городского культурного пространства. Эта модель, подразумевает развитие проектной деятельности, творческую активность различных групп населения. Такая модель подразумевает массовую включенность населения в акции, проводимые программой «Культурная столица Поволжья» и, как результат, ощущение населением сопричастности к решению городских проблем.

Целью данного исследования является выяснение и анализ проблем  городского культурного пространства, а также перспектив развития программы «Культурная столица Поволжья».

Менеджеры культуры, приглашенные к участию в семинаре, на сегодня представляют собой основных потребителей деятельности фонда «Культурная столица Поволжья». В этом смысле анализ их экспертных мнений и оценок выступает для организаторов фонда элементом обратной связи, индикатором качества и эффективности работы фонда. С другой стороны, менеджеры культуры — это равноправные участники программ, организуемых фондом «Культурная столица Поволжья». В силу этого важным представляется очертить контур их запросов и потребностей, что может послужить основой для выработки направлений совершенствования и расширения деятельности фонда. Наконец, анализ экспертных мнений и оценок участников семинара позволяет выделить ведущие сюжеты восприятия как культурной ситуации в целом, так и ее региональной специфики.

В ходе социологического анализа экспертных оценок выделились следующие значимые сюжетные линии:

Ø Оценка перспектив и направлений деятельности фонда «Культурная столица Поволжья»

Ø Особенности городского культурного пространства

Ø Проблемы управления культурной сферой

Вот основные выводы исследования:

1)                  В целом менеджеры сферы культуры позитивно воспринимают организацию и качество мероприятий, проводимых фондом «Культурная столица Поволжья».

2)                  Программе необходимо выбрать целевую аудиторию для более эффективного сотрудничества с разными учреждениями культуры, а также для решения социальных задач.

3)                  В настоящий момент фонд не имеет четкой информационной политики, участники обучающих семинаров заинтересованы в получении дополнительной информации

4)                  Основным результатом работы программы можно назвать ревизию культурных ресурсов

5)                  Культурное пространство городов Приволжского федерального округа характеризуется существованием нескольких осей напряжения: а) власть в лице органов управления культурой; б) высокая и массовая культура; в) профессиональная и самодеятельная культура

6)                  Культурные пространства городов ПФО во многом продолжают существовать по отраслевому принципу. Это традиционная, стереотипная форма представления во многом тормозит развитие проектной культуры

7)                  В настоящий момент в стадии формирования, становления находятся новые формы взаимодействия культуры и бизнеса. Культурные проекты перестают рассматриваться как неприбыльные.

Подобный подход, на наш взгляд, позволяет расширить сферу взаимодействия культурной сферы и науки, направить усилия различных организаций и структур на решение проблем культуры городов.