ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

 

В.В. Радаев

глава адм. Хвалынского района, соиск. каф. ПАК СГТУ

 

Одним из значимых показателей развитости социально-экономической системы региона выступают рекреационное обеспечение, наличие и состояние индустрии туризма, рынок сервисных услуг. Решая проблему эффективного включения в систему туристической деятельности, регион должен учитывать всю сложность данной сферы. Осознание рынка сервисных услуг и туризма как сферы достаточно острой конкурентной борьбы, позволяет утверждать, что войти в сервисный мир, можно только с помощью мощной региональной туристической инфраструктуры, способной на равных конкурировать как на национальном рынке сервисных услуг, так и на мировом. Туризм, развиваясь сам, обеспечивает развитие смежных отраслей, способствует созданию новых рабочих мест, совершенствованию технологий, становлению новых форм собственности и хозяйствования, повышению деловой активности, социальному развитию региона в целом.

Привлекательным для въездного туризма регион можно сделать посредством реализации проектов реконструкции туристических ресурсов и туристской инноватики, которые предполагают реконструкцию уже имеющихся и создание новых туристических ресурсов. Эти проекты должны удерживать контекст требований постсервисной экономики, которая характеризуется вложением средств в удовлетворение утонченных, разнообразных и весьма личных потребностей в красоте, престиже, индивидуальности, восхищении, называемой А.Тоффлером индустрией опыта[1]. Мы согласны с его высказыванием о том, что постсовременное общество требует новых подходов в организации сервисов, нам они видятся:

-         в расширении психологического компонента услуг, предполагающего всесторонний социально-психологический контроллинг потребностей клиентов;

-         в развитии “эмпирической  индустрии”. Туристическая поездка - модель получения различных опытов, она призвана доставить удовольствие здесь и сейчас, а также показать клиенту возможности, которые он сможет использовать в будущем. В нашем регионе особо привлекательными могли бы стать деревенской, экологический, этнический, городской и познавательный туризм, имеющие большой эмпирический потенциал, пользующийся огромным спросом на Западе, если возродить и сориентировать на внешний рынок, имеющиеся у нас рекреационные комплексы: немецкие деревни, города области, место приземления Ю.Гагарина, Волжские санатории и природно-экологические комплексы, уникальные природные ресурсы Хвалынского района, национальный парк "Хвалынский".

-         в создании фальшивой среды - одна из важных задач эмпирической индустрии, которая предлагает потребителю приключение, опасность, возбуждение или другие удовольствия, без риска для его реальной жизни или репутации. Особо эффективными могут быть тематические парки (например: военной техники, с возможностью ее использовать; этнические деревни, воспроизводящие жизнь предков), а также производство всевозможных симулякр-копий, напоминающих настоящие рекреационные комплексы.

Проекты разработки новых  и реконструкции имеющихся туристических ресурсов должны удерживать социально-экологический контекст. При долгосрочном планировании и отказе от сиюминутных эффектов, туризм будет пользоваться не только благами своего развития, но и транслировать свое влияние на  все компоненты социально-экологического комплекса:

население - психологическая и физическая рекреация; передача и обмен информации; рост образовательного уровня; создание социальных структур и институтов; рост благосостояния;

среда - рационализация землепользования; эффективное использование биоресурсов; смягчение воздействия на природу; поддержка особо охраняемых территорий;

технология - развитие инфраструктуры; развитие сопряженных отраслей; поступление в бюджет; поддержка материального, культурного наследия;

организация - охрана традиций, устоев, пропаганда собственной культуры.

Помимо этого, туристическая деятельность будет эффективной при реализации отмеченного проекта посредством соответствующих стратегических направлений:

          создание горизонтальных управленческих сетей, которые должны иметь межотраслевой институт управления и отраслевые производственные объединения для реализации стратегий развития и лоббирования своих интересов в институтах внешнего управления туристической деятельностью;

          создание информационного поля туризма, предполагающее наличие, дифференциацию и доступность информации о формах и видах туристической рекреации на всех уровнях организации социального пространства;  

          использование синтеза научных разработок и навыков производственных практик как основы разработки, проектирования и реализации стратегического видения.

Проект продвижения внутреннего турпродукта на мировом рынке должен учитывать прежде всего государственную заинтересованность в привлечении в регион иностранных туристов. Интересен, в этом отношении,  иностранный опыт. В период становления туристического бизнеса в Турции было введено квотирование: турфирма получала лицензию только в том случае, когда ею соблюдалось жесткое требование:  вывезя за границу сотню туристов, она должна была ввези в Турцию 25 иностранных гостей. Чем их привлечь - сервисом ли, экзотикой или низкой стоимостью тура - должна думать сама фирма[2].

Внутренний туризм в нашей стране до 1991 г. занимал лидирующее место в индустрии отдыха и развлечений. Это была отлаженная система, разветвленная и всегда востребованная. С течением времени она быстро угасала под давлением различных причин - экономических, политических, социокультурных. Сейчас в России на 10 выезжающих туристов - 1 внутренний. Для сбалансированного развития туризма в стране необходима пропорция 1 выездной - 1 въездной - 4 внутренних[3]. На протяжении последних десяти лет в стране бурно развивался международный туризм, с преимущественной ориентацией на выезд. Ежегодно число путешествий за границу увеличивалось на 7,5%. Главным фактором, повлиявшим на такой рост выездного потока, явился огромный отлаженный спрос на поездки за границу.

Крен в сторону выездного туризма, повсеместно практикуемый сегодня туристическими фирмами в подавляющем большинстве провинциальных городов оборачивается для этих регионов значительными валютными потерями и уже сегодня можно говорить о нарастающей экономической опасности от этого вида туризма. Если экономика России в целом существует за счет вывоза природных ресурсов страны, то выездной туризм - за счет вывоза валютных средств её граждан. Можно утверждать, что финансовый интерес подавляющего большинства существующих в настоящее время туристических фирм входит в противоречие с экономическими интересами страны и её регионов. Без развития внутреннего и, особенно, въездного туризма ситуация вряд ли изменится к лучшему. Такова вынужденная плата за нашу туристическую отсталость.

Единственно правильным выходом из данной ситуации может быть разработка комплексных региональных программ развития туризма, которые должны быть объединены, в конечном счете, в единую общероссийскую концепцию. Развитие туризма в регионе - многоплановый, многоуровневый процесс. Необходимо иметь научно обоснованную региональную концепцию развития туризма. Основная цель данной концепции - поддерживать устойчивую конкурентоспособность региона за счёт развития туристско-экскурсионной деятельности и воссоздания его культурно-исторической среды. Особое значение в этом направлении приобретает анализ и оценка возможностей региона в предоставлении туристических ресурсов.

Саратовский регион, не обладая уникальными климатическими условиями, тем не менее, имеет прекрасные ресурсные возможности для развития лечебно - оздоровительного, познавательного, спортивного, развлекательного туризма.   Также в   наличии имеются природные и культурно - исторические туристские ресурсы. По данным Министерства по делам молодежи, туризму и спорту на 1 января 2001 года в Саратовской области действуют 325 объектов санаторно-курортного и туристического назначения, из них 129 турбаз, спортивно-оздоровительных баз и баз отдыха, 89 детских оздоровительных и спортивных лагерей, 17 санаториев и профилакториев, 9 пансионатов, 8 оздоровительных комплексов, 9 санаторно-курортных учреждений. На территории области расположено 124 памятника природы, более 3 000 памятников археологии, 300 памятников архитектуры, 27 музеев государственного подчинения[4]. Иначе говоря, в нашем регионе есть возможности для развития внутреннего туризма. Однако, несмотря на значительный   перечень туристских ресурсов, правила игры” на туристском рынке определяет особая группа ресурсов - экономические удобства путешествия, которые в регионе представлены недостаточно.

Таким образом, современная инновационная социокультурная стратегия регулирования туристической деятельности не отвечает реальным социальным запросам, нуждается в дополнительной корректировке, концентрации усилий институтов управления, находящихся вне и внутри туристической деятельности с целями переориентации действий и устранения причин своей неэффективности. Нужно отметить, что необходимость таких действий давно назрела и осознается институтами, регулирующими туристическую деятельность.

Перспективные направления социального  проектирования   туристической деятельности, на наш взгляд,  должны реализоваться на основе проектов реконструкции туристических ресурсов и туристической инноватики, а также продвижения внутреннего туристического продукта на мировом рынке. При этом особое значение приобретают следующие стратегии развития туризма: социально-экологическое зонирование туристических рекреационных ресурсов на основе их периодического исключения из производственного оборота с целью восстановления и модернизации; создание межотраслевой управленческой и производственной сети на основе горизонтальной интеграции; формирование информационного поля туризма, предполагающего наличие, дифференциацию и доступность информации о формах и видах туристической рекреации на всех уровнях организации социального пространства; синтеза научных проектов и навыков производственных практик как основы разработки, планирования и реализации стратегического видения.

 



[1] Тоффлер А.Футурошок. - Спб.: “Лань”, 1999. -С. 173.

[2] http:// www.navigator.kz/articles/prаvo2202.01

[3] Черевичко Т.В. Экономика туризма.  - Саратов: Научная книга, 2000, -С.3.

[4] http://www.sarbc.ru