Старый Саратов
Логотип музея
Современный Саратов
Версия для слабовидящихОбычная версия
Размер шрифта: A A A Цвет: A A A

"Первоапрельские тезисы"

10 апреля в Саратовском областном музее краеведения в рамках вечерней программы «Страницы Саратовской летописи» состоялась театрализованная экскурсия «Первоапрельские тезисы».

Тема экскурсии не случайно перекликается с названием известной программы действий большевиков, предложенной В.И. Лениным в апреле 1917 года и ставшей идеологической базой для коммунистов после захвата ими власти в стране. Гостям музея в этот вечер рассказали о событиях, предшествовавших революции 1917 года, об установлении Советской власти в Саратове, о развитии Саратовской губернии в первой трети XX века.

Экскурсия началась в зале с материалами о Саратове начала 20 века. Тогда он входил в число крупнейших городов России – был третьим среди русских городов по численности населения. В это время Саратов активно застраивался, быстро рос и развивался. Мирное течение жизни города и губернии прервала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Участникам экскурсии показали снаряжение и награды русского воина периода Первой мировой войны, а также детали первого в мире противогаза, разработанного в 1916 году русским ученым-химиком Н.Д. Зелинским. Среди раритетов – самодельное знамя «Освобожденная Россия» пехотного Олонецкого полка, расквартированного в Саратове. С ним солдаты встречали весть о свержении самодержавия. Война обострила все противоречия российской действительности, приблизив революционные события февраля, а затем и октября 1917 года. В экспозиции представлен уникальный экспонат и памятник первых лет Советской власти – герб-эмблема Саратовского губернского исполнительного комитета с изображением серпа и молота. Его авторы - саратовские художники Н.А. Колоярский и М.Д. Ястребова. Гости узнали историю создания эмблемы, которая, вероятно, стала основой будущей советской символики.

О том, что происходило после утверждения Советской власти, рассказали исторические персонажи: красноармеец и матрос-анархист. В период Гражданской войны они оказались по разные стороны баррикад, но стремления и желания у них были схожи: мир, свобода, возможность работать на собственной земле. И даже пулемет, с которым они шагали дорогами войны, был один – «Максимушка».

А в 1921 году в Поволжье пришла общая беда – голод. Материалы Музея голода, представленные в экспозиции, не оставили посетителей равнодушными. Это стебли камыша, кожаные ремни, белая глина и другие суррогаты, употребляемые в качестве пищи, а также фотографии и документы, рассказывающие о самом голоде и о борьбе с ним.

После того как общими усилиями голод в Поволжье был преодолен, Саратовская губерния вместе со всей страной переходит к новой экономической политике. Внезапно появившаяся комсомолка в кожаной куртке и красной косынке призвала всех собравшихся, не теряя времени, идти на завод и делать кирпичи, чтоб «страну из разрухи вытащить». Кирпичи изготавливали на механических тисках-«хлопуше», поступивших в музей с 1-го Саратовского кирпичного завода. Среди участников экскурсии нашлись добровольцы, которые попробовали поднять и опустить тяжелую крышку станка. Стало понятно, почему устройство получило свое название: хлопки металлических деталей были оглушительными, а работа монотонной и утомительной. Посетителям продемонстрировали еще один редкий экспонат – заготовку для листового оконного стекла «холяву». «Холява» поступила в музей с Дергачевского завода «Стеклогаз», и, возможно, является единственным экземпляром, сохранившимся до наших дней.

Между тем, комсомолка продолжала увлекать народ за собой. Звучал бойкий призыв:

В Саратове завод комбайнов строится,

Иди работать туда, комсомолец!

В 1930-е годы в крае «ударным темпом, полным ходом» осуществляется индустриализация, строятся новые заводы. Вырос целый промышленный район – Сталинский, современный Заводской. О проводимой повсеместно коллективизации поведали колхозник и колхозница. Они сделали это в свойственной крестьянскому народу манере – спели под балалайку. В частушках, исполненных колхозниками, отразились боль и отчаяние крестьян, значительную часть которых в процессе коллективизации лишили собственности и депортировали во время раскулачивания. В народном творчестве нашли отражение и позитивные изменения в деревенской жизни:

Как в колхозы мы взошли,

Новый быт построили,

Клубы, ясли завели,

Бани и столовые.

Уголок школы ликбеза, учебники для взрослых, яркие агитационные плакаты рассказывают о проведении в крае культурной революции. Посетители узнали, что Саратов стал одним из первых в стране городом сплошной грамотности. К 1931 году 99,55 % населения края были грамотными.

Большое внимание в годы первых пятилеток уделялось физическому здоровью граждан страны Советов. Под звуки спортивного марша все присутствующие маршировали, выполняли упражнения с лентами и флажками. Под руководством комсомолки-активистки построили узнаваемые фигуры – символы советской эпохи: «Рабочий и колхозница», «Девушка с веслом», сигнальщик-горнист.

Тридцатые годы – сложный, неоднозначный, во многом трагический период в истории нашей страны. С одной стороны – успехи в науке и культуре, небывалый рост производства, с другой – репрессии, тоталитарный режим. Ощущалось предчувствие войны. В экспозиции – лозунги, призывающие молодежь «на танк, самолет, боевой корабль», военно-спортивные значки, эмблема ОСОВИАХИМа, в ряды которого нередко вступали коллективно. В 1939 году вышел плакат «Долой мировой фашизм», представленный в экспозиции. До начала Великой Отечественной войны оставалось два года. Но это уже другая страница в истории Саратовского края, которую музей откроет в следующий раз.