Старый Саратов
Логотип музея
Современный Саратов
Версия для слабовидящихОбычная версия
Размер шрифта: A A A Цвет: A A A

"Нэп. Саратов. Отражение времени."

В ноябре в рамках Субботнего вечера музей пригласил саратовцев стать участниками театрализованного мероприятия «Нэп. Саратов. Отражение времени».

Эпоха нэпа – один из ярких периодов в истории страны и края. Пришедшим на музейный вечер представилась уникальная возможность увидеть, насколько колоритным был портрет общества эпохи нэпа. Типологические реконструкции и интерьеры, населенные историческими персонажами, «живая» музыка и модные танцы 1920-х годов позволили представить городскую жизнь того времени более реальной и живой.

Посетители стали участниками переписи населения 1926 года. Вместе с регистратором гости побывали у хозяина модного ателье по пошиву женского платья и костюмов гражданина Мицмахера. «Маленький непман» сетовал на жизнь, горько вздыхая, уверял переписчика, что «он совсем один» и никаких наемных рабочих у него нет, и никаких побочных занятий он не имеет. Обитательницы коммунальной квартиры шумно выясняли, кто же на самом деле является законной супругой Михал Михалыча Бубенцова, и правда ли, что модница Сонечка – девица, а не мать двоих детей, которые в данный момент находятся в деревне. В начавшейся потасовке чуть было не пострадал находившийся при исполнении регистратор. Спасло неожиданное появление одной из соседок, при виде которой спорщицы моментально затихли. «От таких подальше, голубчики» – прошептала одна из них. Что и говорить, особой приветливостью вошедшая девушка не отличалась. Тем не менее, будучи сознательной гражданкой, ответила на все вопросы регистратора. Она рассказала, как погибли родители, как сама она еле осталась жива, как попала в Красную Армию, «всю гражданскую прошла, все походные лишения выдержала, ни шашки белогвардейской, ни пули бандитской не боялась». А когда война закончилась, ей, как и многим участникам тех событий, непросто оказалось приспосабливаться к условиям мирной жизни.

Работница сельскохозяйственной артели, приехавшая в город по своим нуждам, радовалась происходящим переменам: «Наконец-то земля теперь наша, крестьянская. Каждый, кто хотел, получил навечно клин пашни. Да мы так работать топереча будем, когда на своей-то земле, никакое лихо не страшно!» На вопросы регистратора бойкая крестьянка отвечала шутя, то и дело перебивая частушками, всячески демонстрируя свое несерьезное отношение к такому важному мероприятию.

А вот представители низших слоев общества – беспризорники – оказались предельно честными, отвечая на вопросы личного листка. Регистратор так и записал: «вор» и «нищий музыкант». Чтобы у присутствующих не осталось и тени сомнения в том, что это чистая правда, чета беспризорных детей исполнила песню под гитару, а у зазевавшегося в ресторане Мицмахера виртуозно стащили кошелек.

В дальнейшем кошелек нашелся, девушка-боец Красной Армии купила на базаре юбку из плюшевой занавески, чтобы «становиться женщиной» и привыкать к мирной жизни, все персонажи театрализованной экскурсии вместе исполнили колоритную песню времен нэпа.

Все участники вечера сами могли ответить на вопросы личного листка переписи населения 1926 года. А в завершении мероприятия всех желающих пригласили «фильму смотреть». В 1920-е годы кино и цирк были самыми популярными видами досуга городских жителей. В 1925 году в Саратове работали 10 кинотеатров. Для зрителей Субботнего вечера в музее демонстрировался фильм «Папиросница от Моссельпрома», снятый в 1924 году.