Осянин БорисГригорьевич

Родился в Саратове, окончил 18 начальную школу, затем 5 образцовую им. М. Горького (ныне школа №8). Учился в ремесленном училище при заводе комбайнов с 1939 по 1941 г. по специальности слесарь-монтажник. Когда началась война, стал работать на заводе комбайнов, после того, как разбомбили один цех, был направлен на с/х работы в район выселения немцев Поволжья, где помогал ремонтировать с/х технику и ухаживать за брошенной скотиной.

Когда вернулись на завод комбайнов, работать не захотели и сами поехали с друзьями в Маркс. Там пробыли недолго, однако время отсутствия на заводе оформили как прогулы и осудили заочно на 8 лет, о чем сообщили товарищи. Чтобы избежать наказания, скрыв данный поступок, я поступил учиться в школу шоферов ГУАЗ НКВД на 3 месяца. Учащимся школы выдавалась карточка на 800 г хлеба, что было максимальной нормой пайка. Школа находилась на ул. Горной между М. Горького и Симбирской. После окончания школы был направлен на строительство перегоночного аэродрома в р-не нынешней станции Сенная (строили бетонные полосы). В 1942 году устроился работать в гараж ОРСа железной дороги. Был сентябрь 1942 г., шла Сталинградская битва, меня отправили в Сталинград на склад за мылом. Ехал 3 дня с экспедитором. Когда ночью была сильная бомбежка, скрывался в полуразрушенном здании. Экспедитор убежал и спрятался. Решил возвращаться один. Проехал километров 50 по дороге и подсадил женщину с детьми и вещами. Когда вернулся в Саратов, обвинили, что бросил экспедитора. После допроса случайно встретил эту женщину. Она вошла к зам. начальника дороги, и сказала, что я был ее спасителем, и меня надо благодарить. Это была жена начальника дороги, которая ездила забирать детей.

Затем устроился работать на завод "Серп и молот" индикаторщиком по изготовлению снарядов. На заводе проработал до 18 декабря 1942 г., когда было предложено поступить учиться в военное училище. Призывался от Волжского военкомата. В Вольское авиационно-техническое училище не прошел по зрению. 12 непоступивших человек были отправлены обратно в Саратов, а затем зачислены в Саратовское учебное пехотное училище. В казармах был страшный холод, дрова сырые, часто не горели. Портянки сушили, раскладывая на кровати после отбоя. Подъем был в 5 утра.

Учили на младшего лейтенанта, главная задача которого была вести бойцов в бой. Именно они чаще всего первыми и погибали. Проучились 5 месяцев, роту отправили в воздушно-десантные войска рядовыми под Москву в Звенигород. Там строили землянки из соснового леса. Проходили подготовку до осени 1943 г. Затем в составе взвода разведки направили в Тейково Ивановской области для дальнейшего обучения. Занимались подготовкой, прыжками с американских самолетов СИ-47.

Летом 1944 г. в составе 3-й воздушной десантной бригады был направлен под Могилев в г. Быхов. Было отобрано 20 человек со специальным заданием - лететь в тыл. Оставили все документы, значки, летели 20-30 минут (150-200 км), выбросились ночью. Должны были встретиться с командиром партизанского отряда. С партизанами встретились, но выполнять поставленные задачи те отказались. Было решено самостоятельно взорвать 2 моста. Провели предварительную разведку, несколько дней по течению пускали коряги, которые фашисты обстреливали. Когда их бдительность ослабла, закладка шашек была поручена мне, как человеку с Волги, умеющему хорошо плавать. На коряге вместе с шашками и бикфордовым шнуром поплыл к мосту. Так как спички отсырели, долго не мог поджечь шнур. Когда взрыв произошел, от взрыва и переохлаждения в ледяной воде потерял сознание. Находившийся ниже по течению отряд выловил меня.

Операция должна была продолжаться 10 суток, однако из-за преследования фашистов второй мост взорвать не удалось. В ходе операции погибло 14 человек. Спасались от немцев в течение 30 дней. Так как все припасы кончились, ели кору деревьев. Затем удалось соединиться со своими войсками. Вначале их приняли за фашистов и открыли огонь, один был убит. Но благодаря тому, что командиром артрасчета был татарин и в составе группы был татарин, они смогли договориться.

После этого отправили в Польшу, на Сандомирский плацдарм, в эшелонах через Украину и Румынию. Дежурил на платформе у пулемета. На тормозной площадке собирались мирные люди - поляки. Вагон загорелся, и паровоз не останавливался. Тогда я выстрелил из пулемета ДШК по трубе паровоза. Эшелон остановили, горящий вагон отцепили.

По приезде отправили через Румынию в Венгрию, под Будапешт. Первый бой приняли за Будапешт. Почва была топкая. Против них открыли минометный огонь, меня контузило. Все бежали вперед, везде велись ожесточенные бои. Часто немцы маскировали бронетранспортеры в стогах сена. Обмундирования не было, даже ложек не было, их отливали сами из алюминия, в том числе из обломков самолетов. Хранили ложки за обмотками. "Лучше кирзового сапога нет, он легкий, не пускает воду".

Между Австрией и Венгрией был противотанковый ров. В него фашисты загнали штук 20 "тигров". Разведка хорошо сработала, и когда "тигры" выходили изо рва, наши их подбили. После выхода из боя, во время привала, когда все, измотанные, уснули, офицер политработник, холеный, щелкнул меня по лбу: "Не спать!" Возмущенный, дал ему пинка. Это увидел недруг, Вахрушев, и донес. Меня отправили в СМЕРШ, грозила штрафная рота. В это время началась бомбежка, и у генерала убило шофера. Меня направили к нему водителем. Как-то раз машина забуксовала в низине, попал туда, т.к. у меня была "куриная слепота" - не видел в темноте. Поэтому отправили в медсанбат возить белье. Потом - в гвардейский артиллерийский полк. В этом полку во взводе разведки прослужил до конца войны шофером.

В марте 1945 г. стояли в Венгрии под Будапештом. С другом пошли по домам. Зашли в один дом, затопили печку, чтобы посушить портянки. Вдруг из комнаты вышел мужчина. Сосед-серб перевел им, что у мужчины от голода умирает жена с ребенком. Пошли к старшине просить трофейный сахар и хлеб. Выручили 3 буханки и кусок сала. Все отдали венгру.

После войны отправили в Тоцкие лагеря. На отделении тяги преподавал автодело. Там был награжден орденом Красной Звезды. Конкретно, за какой случай, не знал. После расформирования бригады был в автомобильном батальоне, который стоял в Чкалове (Оренбург). Возили хлеб из Казахстана. Однажды ехали через пустыню, везли 2 тонны продуктов для эшелона. По пути туда за рулем был я, обратно - другой водитель. Загорелось колесо, потом машина сгорела вся. Приехали в Одессу, доложили. За это грозил срок 15 лет. Округом в то время командовал Жуков. Перед приемом я снял награды. Жуков подошел и спросил: "Ты фронтовик? Как же машину продуктов сжег?". Увидел на гимнастерке следы от медалей, спросил, где они. Я ответил, что велели снять, иначе Жуков может сорвать. Жуков сказал: "Я с солдат наград не снимаю", и спросил адъютанта: "Как судить солдата, имеющего награды?"